Цифровые валюты центробанков (CBDC), станут одним из важных орудий в арсенале дедолларизации.
На предстоящем 22-24 октября саммите БРИКС, который пройдет в Казани, председательствующая сейчас в этой организации Россия может предложить повестку дедолларизации, предполагает Business Insider. Издание напоминает, что в прошлом году президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва призвал БРИКС, организацию, возглавляющую дедолларизацию глобальной экономики и торговли, разработать единую валюту.
Конечно, это крайне сложное дело и предложение бразильского лидера пока не нашло практического решения. Но оно лишний раз подтвердило серьезность планов пятерки первоначальных членов БРИКС: Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР, а также вступивших в организацию позднее Иран, Египет, ОАЭ и Эфиопию, по отходу от доллара.
На прошлой неделе увидело свет большое исследование Кристофера Гранвилла, возглавляющего отдел исследований в GlobalData TS Lombard, посвященное доллару и дедолларизации. Автор полагает, что на октябрьском саммите БРИКС могут быть предприняты новые усилия по смещению доллара с трона. Саммит, отмечает он, пройдет на фоне усиливающегося торгово-экономического противостояния между США и Китаем.
Вашингтон с союзниками, напомним, обвиняет Пекин сейчас в основном в «избыточных производственных мощностях». Обвинение нелепое, так как является по сути, упреком в наличии у Китая мощного промышленного потенциала, что до сих пор (да, заметим, и по сей день) может восприниматься не иначе, как достоинство. Никакие документы ВТО или иных глобальных организаций, разумеется, не содержат норм, принудительно ограничивающих объем производственных мощностей той или иной страны.
Просто-напросто, промышленный потенциал КНР стал вызывать столь сильную нервную дрожь у его конкурентов, что они уже не в состоянии её скрывать.
Вдобавок, США ввели вторичные санкции против китайских банков, сотрудничающих с Россией. Они также не основаны ни на чем, кроме не имеющего международной легитимности доморощенного американского законотворчества. Причем, под санкции попали даже транзакции, проводимые в юанях и рублях.
Гранвилл в своем исследовании обращает внимание на систематическую работу БРИКС в области дедолларизации. В частности, на активную работу по вводу национальных цифровых валют, в целом схожих с криптовалютами, но выпускаемых и поддерживаемых центробанками. Центробанки Китая, Гонконга, ОАЭ и Таиланда участвуют с 2022 года в пилотном проекте введения цифровой валюты Банка международных расчетов (BIS). Считается, что введение цифровых валют должно ослабить гегемонию доллара. После 24 февраля 2022 года BIS временно приостановил полное членство Центрального банка РФ.
БРИКС, считает Кристофер Гранвилл, скорее всего попытается создать свою цифровую валюту, полностью изолированную от американской валюты. По крайней мере, об этом недавно говорил глава МИД РФ Сергей Лавров.
Гранвилл уверен, что этот проект, в первую очередь, конечно, в интересах России, против которой коллективный Запад ввел более 16 тыс. санкций, в том числе и в финансовой сфере. Но в целом он выгоден и для других членов БРИКС. Особенно, для Китая, который ведет сейчас несколько войн с США, включая торговую. Китайский центробанк уже разработал одну из самых продвинутых цифровых валют — цифровой юань, который пока, правда, используется только внутри Поднебесной для ограниченного круга операций. Например, для выплаты зарплат ряду категорий госслужащих.
Дедолларизация – процесс очень сложный и очень длительный. На долю американского доллара в 2023 году пришлось, по расчетам Кристофера Гранвилля, до 60% международных платежей за пределами еврозоны. Такую же долю он занимает в глобальных валютных резервах. Еще больше доля американской валюты – 80% в торговых финансах.
Запад, несмотря на все желание, не может полностью изолировать российские банки от платежной системы SWIFT, потому что это нанесет очень сильный удар по торговым финансам, являющимся основой глобальной торговли.
Высокая доля доллара в международных расчетах служит, таким образом, одним из трех столпов, поддерживающих американский доллар как глобальную валюту. Снижение этой доли при помощи недолларовой цифровой валюты центробанка (CBDC) несомненно ослабит этот столп, уверен Кристофер Гранвилл.