Гонка на тракторах

Читать на monocle.ru

В России растет производство строительно-дорожной техники (СДТ). По данных портала «Росспецмаш-Стат», российские заводы строительно-дорожного машиностроения произвели за I квартал этого года продукции на общую сумму 20 млрд рублей. Это на 1,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом отгрузки на внутренний рынок за I квартал выросли на 9,2% и в денежном выражении составили сумму в 18,8 млрд рублей.

В количественном выражении за три первых месяца 2024 года больше всего выросли продажи экскаваторов-погрузчиков – в 3,2 раза, кранов-трубоукладчиков – на 23%, катков – на 20%, бульдозеров на 13%. Наиболее снижение наблюдается в отгрузке экскаваторов – 71%, погрузчиков – 6%. «Росспецмаш-Стат» получает и анализирует информацию от компаний, на которые приходится 80% производства СДТ в России.

Однако в целом их доля на российском рынке значительно уступает иностранным поставщикам. Как отмечают в ассоциации «Росспецмаш», агрессивный импорт – одна из основных проблем для отрасли. Импортная продукция доминирует в ключевых сегментах СДТ. Так, например, доля российских заводов на внутреннем рынке экскаваторов, дорожных катков, фронтальных и телескопических погрузчиков составляет от 3 до 10%. Главенствующие позиции здесь у китайских производителей. 

«За счет эффекта масштаба производства, а также за счет государственной поддержки экспорта, китайские производители предлагают потребителю более низкие цены. Зачастую их уровень находится на грани рентабельности или даже за её гранью», – считают в ассоциации.

Для поддержки отечественного производителя ассоциация «Росспецмаш» предлагает активизировать государственный контроль за техническим регулированием как импортируемой продукции, так и лиц-импортеров. Это позволит не допускать на российский рынок технику низкого качества и защитить инвестиции российских заводов, которые активно вкладывают средства в современные технологии, выпуская инновационную, высокопроизводительную продукцию. Также в ассоциации считают необходимым направлять гранты на развитие производства компонентов для СДТ, активно использовать те меры поддержки, которые уже предлагает государство, углублять кооперацию между производителями и потребителями комплектующих, обеспечить российских машиностроителей и производителей комплектующих льготными кредитами по ставке от 0 до 1%.