Разгромное поражение на выборах в Европарламент заставило Эмманюэля Макрона распустить парламент и назначить внеочередные парламентские выборы.
Чуда для президента Макрона не произошло – ЕГО социал-либеральная партия «Возрождение» с треском проиграла выборы в Европарламент (ЕП). Ультраправая партия «Национальное объединение» (бывший Национальный фронт) Марин Ле Пен, как и предсказывали опросы, победила либералов президента с 17-процентным отрывом (32% и 15% соответственно).
Для Макрона и его сторонников, конечно, слишком слабым утешением является еще более впечатляющий разгром Олафа Шольца. партия последнего разделила второе место с правыми «альтернативщиками» (AfD).
После сокрушительного поражения в отчаянной попытке остановить Марин Ле Пен, Эмманюэль Макрон распустил парламент и объявил внеочередные выборы, которые состоятся через три недели, в последний день июня. Выборы будут состоять из двух туров, второй тур пройдет через неделю, 7 июля.
«Это, конечно, риск, но риск дерзкий, - цитирует Bloomberg специалиста по делам Европы Ива Бертончини. - Обычно на такой риск идут, когда не остается иного выхода».
Конечно, судя по отрыву правых, шансы Макрона на победу на парламентских выборах во Франции невелики, но, как считают многие политологи, выбирать ему не приходится. Главным итогом выборов в ЕП является то, что французские избиратели все больше отвергают мейнстримовскую политику. Причем, не только в сфере экономики, но и в области политики, включая отношение Эмманюэля Макрона и его правительства к конфликту на Украине.
«Не могу притворяться и делать вид, что ничего не произошло, - прокомментировал предварительные результаты выборов президент Макрон. - Подъем националистов и демагогов угрожает не только нашей стране, но и всей Европе и месту Франции как в Европе, так и во всем мире». Сказано конечно так, что успех противников Макрона, кем бы они ни были в действительности, будто бы не служит свидетельством провала его собственной политики.
С одной стороны, поражение «Возрождения», тем более - в наднациональный парламент, прямо не отразится на положении Макрона как главы государства. Но оно серьезно осложнит ему работу и затруднит проведение в основном крайне непопулярных реформ, типа реформы пенсионной системы. К тому же, работать в такой обстановке президент не привык.
Очевидно, на решение президента Макрона объявить внеочередные выборы повлиял и мрачноватый для него ход празднования 80-летия высадки союзников в Нормандии, в ходе которого часть зрителей, с которыми он встречался и разговаривал, повела себя агрессивно. По крайней мере, об этом говорят хорошо знающие президента люди. Для него внеочередные выборы – возможность попытаться сохранить пусть и скромное большинство в парламенте и контроль над ситуацией в стране.
Для Марин Ле Пен, с другой стороны, внеочередные парламентские выборы станут очередной попыткой и возможностью получить власть во Франции. В случае победы, даже с учетом того, что переговоры по созданию правительства наверняка будут трудными, она вполне может сыграть ключевую роль в назначении нового главы правительства.
Конечно, за выборами в крупнейшей стране и второй экономике Европы будет пристально следить весь континент, причем Брюссель и европейские элиты - с тревогой. Но самым большим ударом победа Марин Ле Пен на парламентских выборах в Пятой республике стала бы, скорее всего, для Киева, потому что президент Макрон в последние месяцы развил бурную деятельность в части дальнейшей эскалации конфликта на Украине и явно пытается стать главным союзником киевского режима.
Выборы 30 июня будут первыми внеочередными выборы в XXI веке для Национального собрания (ассамблеи), нижней палаты парламента Франции. Последний раз внеочередные выборы в французский парламент прошли в 1997 году. Они понадобились тогдашнему президенту Жаку Шираку для начала реформ, необходимых для введения евро. Но надежды Ширака на победу не оправдались: он потерял большинство в Национальной ассамблее и был вынужден назначить главой правительства лидера оппозиционной Социалистической партии.
Естественно, разгром Макрона и Шольца на выборах в ЕП ударил по евро, который снизился на азиатских биржах утром 10 июня на 0,3% до 1,0765 доллара. Могло быть, конечно, и намного хуже, если бы не почти 2-процентное ралли накануне на ожиданиях снижения учетной ставки ЕЦБ.