Глава ОПЕК считает прогноз о том, что пик спроса на нефть придется на 2030 год, после чего начнет снижаться, «опасным» для глобальной экономики.
Генсек ОПЕК Хайсам аль-Гайс считает, что пика спроса на нефть на горизонте еще даже не видно. В этом вопросе, подчеркивает OilPrice, глава нефтяного картеля и, естественно, весь картель нефтедобывающих государств сильно отличается - как и по многим другим вопросам, касающимся нефти - от Международного энергетического агентства (МЭА.
В последнем считают, что пик спроса будет достигнут еще до 2030 года и что дальше он будет только снижаться.
Аль-Гайс резко раскритиковал авторов прогноза МЭА и написал в своей колонке на EA Forum: «Вчера в "Прогнозе по нефти 2024" МЭА был в очередной раз повторен нарратив о том, пик спроса на нефть будет достигнут до 2030 года. Это опасный комментарий, опасный особенно для потребителей. Он может привести только к волатильности, причем, потенциально беспрецедентных масштабов».
В новом прогнозе МЭА по нефти на этот год, опубликованном 12 июня, говорится, что рост спроса на нефть в предстоящие годы замедлится и что глобальный спрос достигнет пика уже в 2029 году, т.е. всего лишь через пять лет. Предсказывается и то, что растущая добыча приведет к очень серьезному затовариванию рынков «черным золотом» в текущем десятилетии.
Глобальный спрос на нефть тормозится, объясняют авторы прогноза МЭА, так называемым «зеленым» переходом, т.е. очень модной сейчас заменой «грязных» ископаемых видов топлива на чистые возобновляемые источники энергии. Между тем, глава нефтяного картеля утверждает, что говорить о пике спроса на нефть еще рано и что все предыдущие прогнозы (имеются в виду прогнозы МЭА) оказались ошибочными.
«МЭА предположило, например, что спрос на бензин достигнет пика в 2019 году, но потребление бензина установило новый рекорд в 2023 году и продолжает расти и в этом году, - пишет Хайсам аль-Гайс. - Конечно, все мы хотим меньше выбросов вредных веществ в атмосферу, но в то же самое время нам необходимы достаточные, надежные и доступные поставки энергии и энергоносителей. Их (нефть и поставки энергоносителей) невозможно разъединить».
Аль-Гайс также указывает на то, что миллиарды людей по-прежнему не имеют доступа к энергии и что спрос на нефть продолжает расти.
«Это нереалистичный сценарий, - уверен глава нефтяного картеля. - Причем, этот сценарий может негативно повлиять на всю мировую экономику».
Что же касается прогноза по спросу на «черное золото» самого ОПЕК, то, уверен аль-Гайс, до конца текущего десятилетия никакого его «пика» точно не будет. В итоге, он обвинил МЭА в предвзятой «антинефтяной» позиции.
Это далеко не первое разногласие между ОПЕК и МЭА в сфере прогнозов. Объяснение споров между двумя ведущими международными организациями, связанными с энергетикой, имеют простое объяснение.
Нефтяной картель, поддерживая стремление к «чистой» энергетике в целом, не торопится, по понятным причинам, списывать нефть. МЭА, же находится под контролем, как сейчас, принято говорить «коллективного Запада, и, в первую очередь США. На Западе же все ни о чем другом, кроме «зеленого» перехода, сейчас не говорят. Причем, больше всего зациклены на нем в Европе.