Сумеют ли правые и левые создать новое правительство, неизвестно, но мало кто сомневается в потере власти либералами.
Еврокомиссия планирует наказать Париж за нарушение общеевропейских правил по дефициту бюджета (не более 3% от ВВП) и госдолгу (не более 60% от ВВП). Между тем, дефицит бюджета Франции в прошлом году был 5,5%, а отношение госдолга к ВВП составило 111%, сообщает Bloomberg. В качестве наказаний предусмотрены крупные штрафы.
Высокий госдолг ограничит возможности следующего французского правительства выполнять многочисленные обещания, включая снижение налогов и проведение пенсионной реформы. Макрону и Ле Пен придется несколько раз подумать, прежде чем еще больше пугать рынки, которые находятся в высокой степени волатильности после роспуска президентом правительства и назначения внеочередных парламентских выборов полторы недели назад.
«Кто бы ни пришел к власти (после выборов),- комментирует ситуацию во Франции начальник отдела геостратегии в Европе, Африке, Индии и на Ближнем Востоке Фамке Краммюллер,- их программа будет сдерживаться реакцией финансовых рынков».
Франция не единственная страна объединенной Европы, которая превысила лимит по дефициту бюджета. ЕК, по данным Bloomberg, накажет за это еще пять европейских стран. Однако Испания и еще три члена ЕС, дефициты которых тоже превысили 3% от ВВП, наказания избегнут.
Процедура наказания за нарушение начинается в решающий момент избирательной кампании. Ожидается, что «Национальное объединение» (RN) Марин Ле Пен наберет на выборах в Национальную ассамблею (нижняя палата парламента Франции) 30 июня и 7 июля треть (32,7%) голосов избирателей. Созданный 10 июня левый «Новый народный фронт» (NPF), в который входят социалисты, коммунисты и ультралевые из «Непокоренной Франции» Жана-Люка Меланшона, согласно опросам наберет 26,3%. Социальным либералам из «Возрождения» Эмманюэля Макрона и его союзникам политологи отдают лишь третье место.
Скорее всего новое правительство сформируют RN и NPF, между которыми существуют серьезные разногласия как в вопросе расходов правительства, так и в отношениях с Брюсселем.
Выступая накануне официального объявления Еврокомиссии о наказаниях нарушителей финансовых правил, глава центробанка Bank of France Франсуа Виллеруа повторил призыв не увеличивать бюджетный дефицит. Ле Пен, в одной из избирательных кампаний которой был отказ от евро, пока не обнародовала программу к предстоящим парламентским выборам. Лидер ультраправой партии Жордан Барделла, которому прочат пост нового премьер-министра Франции, агитирует за меры, которые будут способствовать росту дефицита, но из подробностей на данный момент известно лишь то, что он намерен резко сократить расходы на содержание мигрантов, на борьбу с нарушениями налогового законодательства и отчисления в Брюссель.
NPF уже опубликовал избирательный манифест, в котором заморозка цен на наиболее важные потребительские товары, подъем минимальной зарплаты и отказ от жестких финансовых ограничений Евросоюза.
В любом случае партии, которые войдут в новое правительство, придя к власти, скорее всего снизят риторику и постараются без необходимости не ухудшать отношений с Брюсселем. По мнению Круммюллер, они последуют в этом примеру Джорджи Мелони.
Между тем, Париж уже столкнулся с трудностями контроля над дефицитом из-за снижения налоговых поступлений. Перед роспуском правительства Макрон работал над сокращением расходов на сумму приблизительно в 20 млрд евро в этом году и еще большим сокращением в следующем году. В 2017 году, вскоре после того, как он в первый раз стал президентом, ему удалось на короткое время снизить дефицит бюджета ниже 3% от ВВП. Однако после пандемии и энергетического кризиса он резко пошел в гору. Правительство Атталя обещало сократить дефицит бюджета до 3% к 2027 году, а на этот год прогнозируется дефицит в размере 5,1%.
Что касается госдолга Франции, то он, согласно планам правительственных экономистов, достигнет пика в размере 113,1% от ВВП в 2025 году, после чего начнет снижаться и снизится в 2027 году до 112%.
Легких решений в снижении бюджетного дефицита нет. Макрон безрезультатно пытался это сделать, не поднимая налоги и создавая рабочие места. Ему не повезло, что в последние годы резко выросла инфляция и рост второй экономики Европы почти остановился. Возникли у него трудности и с сокращением расходов в связи с противодействием как правой, так и левой оппозиции.
Сейчас Эмманюэль Макрон и его партия очень энергично пугают избирателей трудностями, с которыми столкнется французская экономика в случае прихода к власти оппозиции и, особенно, ультраправых. Министр финансов Брюно Ле Мэр предупредил на прошлой неделе, что победа левой коалиции приведет к экономическому коллапсу и выходу из Евросоюза.
«Их программа – полное безумие,- заявил он, выступая на радиостанции Franceinfo. - Она гарантирует снижение (рейтингов), массовую безработицу и выход из Европейского Союза».