В Госдуме предлагают ввести ряд ограничений на продажу в стране товаров, производители которых участвуют в финансировании ВСУ и открыто выступают против России. Но ответственность с ними должны разделить и сети, торгующие такой продукцией.
В конце весны в Госдуме предложили ввести маркировку «недружественная компания» и «недружественный бренд» для товаров иностранных компаний, которые под обещания уйти из России стали финансировать ВСУ. Причем зачастую даже не невинную гуманитарную помощь, а реальную военную продукцию.
В список депутата Виталия Милонова попал, например, такой крупный международный бизнес, как AkzoNobel, Mars, Avon, Tikkurila, Pepsi.
Помимо маркировки с предупреждением, что производитель товара спонсирует ВСУ, законодательная инициатива предусматривает запрет таким компаниям, а также лицам, реализующим бренды, которые скомпрометировали себя, участвовать в госзакупках.
По сути компании поддерживают киевский режим на деньги россиян. «В отчётах, публикуемых целым рядом иностранных компаний, зарабатывающих в России, указывается, что они помогают финансово ВСУ и Украине. Та же компания Tikkurila с гордостью сообщает о том, что направила четверть миллиона евро на помощь Вооружённым силам Украины. Получается, они продают в Россию краску — а прибыль отдают тем, кто убивает русских. Маркировка и запрет на участие в госзакупках логичны», — рассказал Милонов в разговоре с RT.
При этом непонятно, предполагается ли какая-то ответственность для российских юридических лиц, торгующих «недружественной» продукцией: часть из перечисленных брендов вроде как ушла из России, однако все равно встречается в магазинах и получает сверхприбыли – цены на такую продукцию повысились с опережением инфляции из-за якобы возникших «трудностей с доставкой». Ответственность продавцов в таком случае кажется не меньшей, чем самого производителя. Это же одна производственно-сбытовая цепочка. Это как наказывать производителей контрафакта, но закрывать глаза на точки продажи.
В том же УК предусмотрена одинаковая ответственность и за производство, и за сбыт наркотиков.
Одной из компаний, которую не раз упоминал Виталий Милонов стала финская Tikkurila, выпускающая различные лаки и краски.
Компания принадлежит американскому холдингу PPG Industries Inc, об уходе из России они объявили еще летом 2022 году. Как писал тогда Коммерсант, Tikkurila была самым крупным производителем красок в России, выпуская 18% от всех ЛКМ в натуральном выражении. По оценкам экспертов, стоимость активов составляла около 120–140 млн евро.
В феврале этого года генеральный директор Tikkurila Мэри Вайникка сообщила СМИ, что компания все еще присутствует в России. Как писал «Деловой Петербург», компания продала бизнес по производству промышленных красок, но продажа производства интерьерных и декоративных красок "затянулась" больше чем на 1,5 года.
В компании подчеркивают, что в российское юрлицо не имеет лицензии на производство или продажу продукции под брендом Tikkurila.
Хотя, если зайти в строительный магазин в России, никогда не догадаешься: бренд по-прежнему широко представлен на отечественном рынке. В частности, «Леруа Мерлен», «Петрович», «Строительный двор», «Сатурн», «Максидом», «ОБИ», «Мегастрой».
Та же ситуация с продукцией голландской компании AkzoNobel, которая выпускает краски Dulux, пропитки для дерева Pinotex и многое другое. Компания заявила о возможном закрытии заводов в России сразу в марте 2022 года. В апреле того же года отчиталась о приостановке большей части бизнеса.
А меньше чем через год поделилась, что живет и здравствует. Так, в феврале 2023 года завод компании, расположенный в Орехово-Зуево сообщил, что «продолжает функционировать в полном объеме, выпуская широкую линейку красок индустриального, архитектурного, специализированного назначения, поддерживая стабильные параметры качества и объемы производства». Правда, упомянул, что повысит цены на свою продукцию.
Бренд также по-прежнему можно встретить во всех крупных магазинах. Распространяются товары обеих компаний через сеть дистрибьютеров, например, «Стройтерминал», «Экобалт», «Сатурн» «Финские краски», «Техноресурс», «Центр красок» и другие.
Более того, дела производителя в стране идут все лучше и лучше. Бренд представлен двумя основными юрлицами: ООО «Акзо Нобель Коутингс» и ООО «Акзо Нобель Лакокраска». Для второго 2023-й год выдался крайне "урожайным": прибыль компании составила почти млрд рублей. Это в 9,5 раз больше, чем годом ранее и рекордный показатель с 2015 года.
Если смотреть глобально, то эксперты не раз возвращаются к теме ограничения импорта товаров в ряде отраслей промышленности, где необходимо поддержать российских производителей – такими ограничениями могут и стать точечные санкции против «недружественных» производителей.
Однако в таком случае необходим комплексный подход: нести ответственность должны не только сами производители, но и те, кто распространяет товары.
Ни для кого не секрет, что под иностранными брендами часто выступают выкупившие производства российские компании. А сохранение старых названий просто рекламный ход. Но в этом случае зарабатывающий сверхдоходы отечественный бизнес сам участвует в гибридной войне против России.
И это не только раскручивание инфляции. Ведь главный посыл их лицемерной пропаганды, что без запада наша страна производить ничего не может.
И это при том, что сегодня отечественные производители стали увереннее смотреть в будущее. По данным заместителя министра промышленности и торговли РФ Михаила Юрина, по итогам 2023 года объем производства в стране увеличился на 11% и потребления на 10%, что влечет за собой позитивные изменения в ассортименте. Компании создают новые продукты, необходимые для широкого ряда отраслей промышленности.
"Сохранился потенциал, который позволяет выпускать различные виды лакокрасочных материалов для всех отраслей промышленности. Наши предприятия готовы заменить импорт и в автомобильной промышленности, и в машиностроении", – цитирует РИА Новости президента Российского союза химиков Виктора Иванова.