По всей Азии растет популярность БРИКС. О планах вступить в организацию заявили Малайзия и Таиланд, об этом же заговорили в Турции. На Западе все больше обеспокоены, но такому, можно сказать, свежему форматы международного сотрудничества трудно противостоять.
Заканчивающаяся неделя, кроме поездки президента Путина в Пхеньян, примечательна мощным десантом, высадившимся в Юго-Восточной Азии (ЮВА): российский лидер побывал в Ханое, а китайский премьер-министр - в Куала-Лумпуре. Западные СМИ сразу заговорили о том, что коварный БРИКС разработал план по захвату ЮВА, доказательством чему и были приведены вышеперечисленные поездки.
Если о планах БРИКС по завоеванию ЮВА еще можно поспорить, то рост популярности этой организации в Азии в целом и в Юго-Восточной Азии в частности очевиден. С доказательной базой этого утверждения все в порядке: Таиланд и Малайзия, причем, безотносительно приезда Ли Цяна в эти страны, заявили о желании вступить в БРИКС.
О желании Малайзии вступить в БРИКС, который является альтернативой западным союзам и организациям, заявил в интервью накануне приезда главы правительства КНР его малайский коллега Анвар Ибрагим. Что касается намерений Таиланда, объявленных, кстати, в мае, то здесь обращает на себя внимание то обстоятельство, что это королевство является союзником… США.
Но на прошлой неделе глава тайского МИД Марис Санджампонгс вручил главе российского МИД Сергею Лаврову официальное письмо о намерении Таиланда стать членом БРИКС. Произошло это на встрече министров иностранных дел членов этой организации, которая прошла в Нижнем Новгороде.
Очевидно, что планы по вступлению двух стран ЮВА в БРИКС объясняются не только их попытками минимизировать экономические риски, которые таит в себе усиливающееся противостояние между США и КНР, но и явным разочарованием тем мировым порядком, который создал Запад. Конечно, это разочарование присутствовало в развивающемся мире давно, но после появления БРИКС и превращения его в мощную организацию, которая является альтернативой западным аналогам, его перестали скрывать.
«Некоторые из нас, включая меня лично, ищут решение, чтобы что-то сделать с несправедливой финансовой и экономической архитектурой, - приводит высказывание бывшего министра иностранных дел Малайзии Сайфуддина Абдуллы Bloomberg. - БРИКС, вероятно, является одним из способов это сделать».
В БРИКС привлекательно и то, что это свежее решение, новый формат международных отношений. Он накладывает на своих членов минимум обязательств, но формирует много возможностей: от многостороннего общения до перспетивы единой валюты и уже действующего банка.
Кто-то может сказать, что нечто подобное уже было, а именно Движение неприсоединения, объединявшее во второй половине ХХ века ряд стран так называемого Третьего мира. Но его организационные возможности были слабее, а возможности экономические - слабее несопоставимо.
Скорее, можно привести такой пример, как так же протисовстоящую Западу мировую социалистическую систему. Организационно она была даже намного сильнее, но в основном локализована географически, и не допускала того разнооборазия национальных укладов, которые и делают БРИКС настоящеей альтерантивой Западу - теперь скорее он напоминает сильно идеологизированный союз стран, скованных жесткой дисциплиной и при внешнем могуществе чреватый быстрым распадом.
А типичные западные союзы вполне трациционны, это экономические и военные блоки, "огораживающие" определенную территорию, пусть даже очень большую (как НАТО) или не очень (как ЕС), можно еше вспомить про АСЕАН..
То есть, собственно такого, такой формы международных союзов еще не было. И в то же время, оба упомянутых примера можно считать предтечами БРИКС. Тем прочнее и глубже его корни.
В Москве и Пекине могут быть довольны. Заявки Таиланда и Малайзии, далеко не последних азиатских стран, на вступление в БРИКС, являются очевидным подтверждением провала попыток Вашингтона и его союзников изолировать Россию и Китай на международной арене.
Еще одним наглядным подтверждением этого стала конференция, прошедшая в минувшие выходные в Швейцарии. Ее организаторы не скрывали своих целей - еще больше изолировать Россию и наказать ее за конфликт на Украине, но в Бюргеншток приехали в полтора раза меньше стран, чем звали организаторы. К тому же, далеко не все участники подписали итоговую декларацию. Причем часть подписантов, вернувшись домой, отозвала свои подписи. Провалилась, причем, не в первый раз очередная попытка Запада переманить на свою сторону так называемый глобальный Юг.
БРИКС, 15 лет состоявший из пятерки стран-основательниц: Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки, пополнился в январе этого года Саудовской Аравией, Ираном, ОАЭ, Эфиопией и Египтом. Официальное желание о присоединении выразили сейчас Таиланд и Малайзия. Без особого риска ошибиться можно предсказать вступление в БРИКС и крупнейшей страны ЮВА – Индонезии, о вступлении которой много говорили в последнее время. Правда, президент Индонезии Джоко Видодо дал понять, что Джакарта не будет торопиться с этим решением.
Как нетрудно догадаться, расширение БРИКС происходит в обстановке мощнейшего противодействия Запада во главе со США и Европой. Вашингтон и его союзники не сидят, сложа руки, и не наблюдают безучастно за расширением и усилением соперника. Широкий и разнообразный механизм давления Запада давно отработан, но в случае с БРИКС он, похоже, потерял свою эффективность.
Так, в уже упоминавшейся июньской встрече в Нижнем Новгороде министров иностранных дел стран БРИКС и стран глобального Юга и Востока, кроме десяти членов БРИКС, участвовали еще 12 стран, которым Запад настоятельно рекомендовал этого не делать. Кроме общепризнанных противников США - Кубы и Венесуэлы, в Нижний приехали и их союзники, например, Турция. Участвовал, кстати, во встрече глав МИД и Вьетнам, которого сейчас усиленно обхаживают США.
«Для маневра у небольших стран (в ходе усиливающегося противостояния Запада с Россией и КНР) остается все меньше места,- объясняет бывший генсек АСЕАН Онг Кен Йонг.- Вступая в такие организации, как БРИКС, они показывают, что хотят поддерживать дружественные отношения со всеми, а не только с США и их союзниками»ю
Сейчас в БРИКС председательствует Россия. В октябре в Казани состоится очередной саммит этой организации. На него планируется пригласить группу неприсоединившихся стран.
Можно предположить, что после казанского саммита появятся новые желающие вступить в БРИКС. Единственное, чем в связи ростом влияния БРИКС могут утешать себя Вашингтон и его союзники, что чем больше стран будет входить в эту альтернативную организацию, тем труднее им будет находить консенсус. Но эту вероятную проблему, конечно, можно решить, как показывают 15 лет совместной работы в БРИКС Китая и Индии, противоречий между которыми хватает.