Нескончаемые споры о бюджете вместе с катастрофическими результатами выборов в Европарламент могут поставить жирный крест на «светофорной» коалиции Олафа Шольца.
Если бы было можно как-то оценить стоимость выживания трехпартийной коалиции, правящей Германией, то получилось, скорее всего бы, 40 млрд евро. Именно на эту сумму, пишет Politico, Олаф Шольц со своими союзниками в правительстве должен сократить расходы федерального правительства, чтобы сверстать бюджет на 2025 год. После недавних выборов в Европарламент, на которых партии в правительстве сумели набрать лишь 31% голосов на троих, соглашение по бюджету может оказаться той самой спасительной соломинкой, которая позволит «светофорной» коалиции, раздираемой разногласиями, продолжить работу.
«Или мы сумеем сейчас договориться (по бюджету), или все закончится»,- доходчиво объяснил ситуацию Politico член финансового комитета бундестага Тим Клюссендорф, депутат от социал-демократов Олафа Шольца.
В партиях, входящих в правящую коалицию, прекрасно понимают, что еще одного громкого скандала, которым вполне могут закончиться споры о бюджете на следующий год, правительство не выдержит, но сумеют ли они преодолеть разногласия – большой вопрос. В прошлом году, кстати, возникла схожая ситуация, когда из-за неожиданного решения Конституционного суда ФРГ о внебюджетных фондах в бюджете появилась дыра в 60 млрд евро. Тогда членам коалиции удалось договориться, но последствия прошлогоднего компромисса продолжают преследовать коалиционное правительство и в 2024 году.
В начале июля, накануне летнего перерыва в работе бундестага, министр экономики Роберт Хабек и министр финансов Кристиан Линднер должны представить проект федерального бюджета на 2025 год, но для того, чтобы это сделать они должны, в первую очередь, договориться между собой. Сделать это будет нелегко, учитывая, каких разных взглядов придерживаются партии, входящие в правящую коалицию. Социал-демократы (SPD) и «зеленые» категорически против сокращения социальных программ и выступают за ослабление жестких правил по расходам, а свободные демократы (FDP) настаивают на сохранении этих правил.
Задача правящих партий осложняется тем, что правительство сейчас имеет очень мало места для фискального маневра по бюджету на 2025 год, который оценивается приблизительно в 450 млрд евро.
«Почти половина федерального бюджета фактически приходится на социальные расходы и пенсии, вследствие чего возможности для сокращения расходов сильно ограничены»,- говорит президент Института мировой экономики Кильского университета Мориц Шуларик, по мнению которого сократить расходы на 40 млрд евро, не трогая социальные расходы, невозможно.
Против этого категорически возражает SPD.
«Для нашей страны неприемлем бюджет с сокращенными социальными расходами,- заявил журналистам в начале июня генеральный секретарь SPD Кевин Кюнерт.- Такого бюджета не будет».
Еще одним камнем преткновения является оборона и поиски денег для того, чтобы выполнить обещания канцлера Шольца по восстановлению мощи бундесвера и доведению расходов на оборону до требуемых НАТО 2% от ВВП. Министр обороны ФРГ Борис Писториус заявил, что в 2025 году на оборону дополнительно потребуется ок. 6,5 млрд евро. Для этого он предложил воспользоваться деньгами из специального внебюджетного фонда, объясняя свое предложение тем, что немецкие граждане имеют конституционное право на безопасность.
Глава МИД Анналена Бербок, один из лидеров «зеленых», считает, что война на Украине является «форс-мажором», разрешающим приостановить действие так называемого «долгового тормоза», который не разрешает тратить деньги из внебюджетного фонда на оборону и поддержку Киева. Однако Кристиан Линднер, возглавляющий Министерство финансов ФРГ и FDP, возражает против идеи воспользоваться средствами внебюджетного фонда для финансирования армии. Он и его свободные демократы выступают против нарушения «долгового тормоза», запрещающего правительству пользоваться средствами внебюджетных фондов. Кстати, прошлогодняя дыра в бюджете размеров в 60 млрд евро образовалась как раз из-за того, что правительство незаконно, по мнению Конституционного суда, пользовалось деньгами из внебюджетных фондов.
Для того, чтобы отменить «долговой тормоз», законодательно ограничивающий объем госдолга, необходимо голосование в бундестаге, причем, за отмену закона должны проголосовать не менее 2/3 депутатов. Набрать так много голосов сторонникам отмены «долгового тормоза» после катастрофы на выборах в Европарламент, не удастся.