Переход в расчетах за нефть на национальные валюты вполне способно подорвать доминирование американского доллара.
У Дональда Трампа может появиться новый козырь в борьбе за Белый дом с Джо Байденом. Демократы во главе с президентом Байденом превозносят достижения американской экономики и силу доллара, достигнутые при «мудром» руководстве нынешнего главы государства. Однако по обоим пунктам у Трампа и республиканцев имеются серьезные и обоснованные сомнения. И для них появится еще больше оснований, если Саудовская Аравия (КСА), как считают многие эксперты, пишет Business Insiderl, выйдет из давнего соглашения, которое не без оснований считается одной из опор доминирования американской валюты.
Речь идет об окончании, по инициативе Эр-Рияда, действия крайне важного торгового соглашения, заключенного в 1974 году. Согласно этому соглашению, саудовцы должны были продавать нефть только за доллары. Оно заложило основы для доминирования доллара и стало причиной появления термина «нефтедоллары».
После (случившегося незадолго до его заключения) краха Бреттон-Вудской системы оно стало для американской валюты жизненно важной подпоркой, в немалой степени способствовавшей сохранению и значительному укреплению его позиций как главной валюты мировой экономики. А за прошедшие годы появилась глобальная финансовая система, и доллар стал её главной валютой.
Соглашение было заключено на 50 лет. Таким образом, в этом году истекает срок его действия, в очень непростые времена для американской экономики.
Полвека назад, за год до заключения соглашения, о котором идет речь, ОПЕК сократила добычу нефти, что привело к росту ее цены на 70% и мировому энергетическому кризису. Причиной была поддержка, которую оказывали Израилю во время Войны Судного дня (1973 года) западные страны во главе с США.
Появившийся в результате соглашения между США и Королевством Саудовская Аравия «нефтедоллар» очень помог доллару стать резервной валютой, но, как справедливо считает авторитетный американский аналитический центр Atlantic Council (АС), сейчас многое изменилось. Экономическое доминирование США на планете слабеет с каждым годом. Достаточно сказать, что доля ВВП США в глобальном ВВП за 60 лет сократилась более чем в полтора раза: с 40% в 1960 году до 25% сейчас.
А в последние десятилетие-два упало значение США для Саудовской Аравии как покупателя. Тут надо отдать должное американцам, так как сейчас именно Америка стоит на первом месте по добыче нефти. Но появились альтернативные рынки, которые заставляют нефтедобывающие страны пересматривать то, как они продают свою нефть и, самое главное, за что они ее продают.
«Китай стал главным покупателем нефти у Саудовской Аравии, — цитирует Business Insider сотрудника АС Ханг Трана. — На него сейчас приходится более 20% саудовского нефтяного экспорта. Пекин установил тесные торговые отношения на Ближнем Востоке, где влияние Соединенных Штатов снижается».
Не удивительно, что Эр-Рияд постепенно подключается к дедолларизации, начатому Китаем и Россией процессу ослабления доминирования доллара в мировой финансовой системе, и уже соглашается принимать у Пекина в обмен на нефть юани.
Саудовская Аравия наверняка скоро станет членом БРИКС, главной организации, выступающей против доллара. Она также помогает Китаю с mBridge, платежной системой, использующей цифровые валюты центробанков. В АС считают, что если эта система окрепнет и станет популярной, то она станет серьезной угрозой для американского доллара.
«В таком мире доллар останется главной валютой, но уже без мирового доминирования, — полагает Тран. — Он станет одной из многих валют: юаня, евро и японской иены, хотя и самой сильной. Это значит, что решение Саудовской Аравии относительно судьбы нефтедолларов будет крайне важным для финансового будущего планеты».