Очередным препятствием на пути долгожданного начала смягчения жесткой монетарной политики может стать высокая нейтральная ставка.
С приближением экватора 2024 года все чаще можно услышать разговоры, что американские гособлигации вот-вот ликвидируют потери начала года. Говорить это позволяют признаки долгожданного замедления инфляции и охлаждения рынка труда. Все больше трейдеров сейчас надеются на то, что этих признаков будет достаточно для «нерешительного» Федрезерва для того, чтобы наконец приступить к снижению процентной ставки и сделать это уже в сентябре. Правда, имеется один нюанс, который потенциально может помешать ФРС приступить к ослаблению монетарной политики, которого все ждут с таким нетерпением. Это так называемая «нейтральная» ставка, т.е. теоретическая стоимость заимствований, которую нельзя замерить и которая, как следует из названия, не стимулирует и не замедляет рост экономики. Этот теоретический показатель сейчас значительно выше, чем ожидает руководство американского центробанка.
Форвардные контракты свидетельствуют, что нейтральная ставка находится на уровне 3,6%. Конечно, это ниже 4,5%, максимума прошлого года, но с другой стороны, это более чем на целый процент выше средней ставки за последнее десятилетие и выше прогнозируемой самим Федрезервом ставки (2,75%).
Практические последствия этого превышения заключаются в пределе роста доходности облигаций. Это может сдерживать инвесторов, которые сейчас застыли в ожидании ралли трежерис, похожего на то, что было в конце 2023 года.
«Мы увидели только постепенное замедление роста экономики, которое позволяет предположить, что нейтральная ставка значительно выше»,- цитирует Bloomberg главу Unlimited Funds Inc. Боба Элиотта, по мнению которого при текущих экономических условиях наличные деньги выглядят более привлекательными, чем облигации.
Об истинном уровне нейтральной ставки идут жаркие споры. Смена длительной тенденции ее снижения на возможное повышение основывается в том числе и на ожиданиях высокого и продолжительного дефицита бюджета и роста инвестиций на борьбу с изменениями климата. Для дальнейшего роста доходности гособлигаций может потребоваться еще более выраженное и устойчивое снижение инфляции и экономического роста, без которых Джером Пауэлл, возглавляющий американский центробанк, не пойдет ни на ускорение, ни на усиление размеров снижений ставки по сравнению с тем, о чем сейчас намекают в ФРС. Чем выше нейтральная ставка, тем этот сценарий выглядит менее вероятным.
На этой неделе ожидаются данные по инфляции, которые, по мнению большинства экономистов и аналитиков, покажут, что предпочтительный для ФРС уровень инфляции, который в мае был 2,8%, снизится уже до 2,6%. С одной стороны, это самые низкие с марта 2021 года цифры, но с другой, они все же выше 2%, о которых так давно «мечтают» в ведомстве Джерома Пауэлла.
Приблизительно такая же картина сейчас и на рынке труда: безработица уже больше двух лет остается в районе 4%, что является минимальным показателем с 60-х годов прошлого века.
Немало экономистов вместе с поведением финансовых рынков считают, что жесткая политика ФРС последних пары лет не такая уж и жесткая, как сейчас принято говорить. Достаточно взглянуть на индекс S&P 500, который едва ли не каждый день бьет рекорды.
«Наш рынок оказался намного устойчивее к высоким процентным ставкам, чем мы думали»,- объясняет Джером Шнайдер из Pacific Investment Management Co.
За исключением нескольких топ-менеджеров Федрезерва, включая, например, члена Совета управляющих Кристофера Уоллера, большинство выступает за более высокую нейтральную ставку, но единого мнения у них нет. Их оценки колеблются в широком диапазоне от 2,4 до 3,75%, что лишний раз доказывает трудность составления прогнозов сейчас.
Джером Пауэлл 12 июня на пресс-конференции после окончания июньского заседания Федерального комитета по операциям на открытом рынке (FOMC) подчеркнул, что ФРС не может более-менее точно говорить об увеличении или снижении нейтральной ставки, но с ним соглашаются далеко не все инвесторы. Они считают, что нейтральная ставка растет и боятся, что ее рост станет новым препятствием на пути снижения ключевой ставки и ралли трежерис, которых с нетерпением ждут рынки.