Граждане страны преимущественно одобрительно отнеслись к налоговым нововведениям, объяснив в ходе социологического опроса причины такого своего отношения и сделав ряд немаловажных акцентов.
Большинство граждан одобряют прогрессивную шкалу налогообложения и ждут, что это сократит разрыв между богатыми и бедными. Это показал всероссийский опрос, проведенный ВЦИОМ и представленный 27 июня на круглом столе Экспертного института социальных исследований «Справедливая налоговая система: как на изменения реагирует российское общество?».
«Плоская шкала, которую так хвалили люди с высокими доходами, была главным предметом претензий со стороны россиян с низкими доходами», – рассказал генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров.
Теперь подавляющая часть респондентов считает, что налоговая система будет более справедливой. 78% опрошенных поддерживает законодательную новацию о введении прогрессивной шкалы НДФЛ для тех, кто получает доход больше 200 тыс. рублей в месяц.
«Они (люди) воспринимают это как повышение налогообложения для самых богатых, для тех, у кого денег слишком много, и не грех им этими деньгами поделиться», – комментирует настроения опрошенных Федоров.
В то же время, у нововведений есть не только сторонники. Против них в превалирующем количестве выступают такие, во многом пересекающиеся социальные группы, как молодые люди в возрасте от 25 до 34 лет (20%), жители городов-миллионников (17%) и активные пользователи интернета (18%) ― то есть те, кто-либо уже зарабатывает те самые 200 тыс., либо собирается в обозримом будущем приблизиться к этому уровню.
Респондентов также спрашивали, какими они видят цели налоговых изменений и какие выдвигают критерии «справедливости» налоговой системы. По результатам опросов стало ясно, что такими целями люди считают «эффективность собираемости налогов» (по-видимому, то, чтобы собранные средства в максимальной степени использовались на общественно-полезные цели) и контроль расходования средств.
Важными критериями справедливости системы опрошенные называют сокращение разрыва между богатыми и бедными слоями населения, рост уровня и качества жизни, а также отсутствие «дублирования» налогов.
«Увеличить нагрузку для всех, чтобы все примерно одинаково себя почувствовали, чтобы налоговая нагрузка была соизмерима с доходом и не произошел социальный взрыв в обществе», – цитирует Виктор Потуремский, директор по политическому анализу Института социального маркетинга, одного из респондентов.
Также Потуремский на основании результатов проведенных фокус-групп отмечает, что люди в основном хорошо осведомлены о том, как формируется бюджет и куда расходуются налоги.