Немецкая промышленность уязвима перед ответными санкциями Китая, но дело не только в этом
После нескольких недель эскалации напряженности в торговых отношениях между Евросоюзом и Китаем, вызванной введением Брюсселем высоких пошлин на китайские электромобили, стороны, казалось бы, решили все же успокоиться, прекратить обмениваться ударами и сесть за стол переговоров. В Пекин отправился министр экономики и проблем климата ФРГ Роберт Хабек, который является еще и вице-канцлером.
Но его встречу с премьером Госсовета Ли Цяном китайская сторона в последнюю минуту отменила без объяснения причин отказа.
Китай до недавнего времени был одним из главных торговых партнеров Германии, фактически находящейся сейчас в экономическом кризисе, вызванном как высокими ценами не электроэнергию, так и снижением китайского импорта немецких товаров. Не удивительно, что Берлин с самого начала крайне критически относился к идее евробюрократии установить на китайские электромобили высокие пошлины.
Китайский рынок имеет для немецкой экономики, можно сказать, жизненно важное значение. Особенно это относится к одному из главных секторов экономики Германии – автопрому. Между тем, в качестве одной из ответных мер, выбранной Пекином после повышения евросоюзовских пошлин почти на 50%, которое, правда, окончательно еще не утверждено, стала угроза введения Пекином пошлин на автомобили с двигателями внутреннего сгорания. Это стало бы крайне болезненным ударом, в первую очередь, для немецких автопроизводителей.
Роберт Хабек, большой сторонник Украины, не удержался и в Китае, чтобы не затронуть любимую тему. Вместо того, чтобы защищать собственных автопроизводителей, он начал упрекать Пекин в активной торговле с Россией, объем которой, по его словам, в прошлом году вырос на 40%, и призвал китайцев прекратить поставлять Москве товары и технологии двойного назначения.
Пекин, естественно, не выполнит пожелание Хабека, хотя бы потому, что, как объясняет Zero Hedge (ZH), Германия больше нуждается в китайских покупателях своих товаров, чем Китай в том, чтобы успокоить и задобрить Берлин. Не удивительно, что Берлин последние два года с переменным успехом пытается лавировать в отношениях между Пекином и Вашингтоном, которые резко ухудшились после февраля 2022 года.
Очевидно, пишет одно из влиятельных немецких СМИ, сильной заинтересованностью Германии в Китае, а не наоборот объясняется и неожиданный отказ Ли Цяна встречаться с немецким гостем.
Роберт Хабек мог бы и не тратить время и не раздражать хозяев призывами, порой напоминающими требование, перестать торговать с Россией. Особенно после неудачи в этом деле своего шефа, канцлера Шольца, который уговаривал председателя Си во время апрельского официального визита в КНР не помогать России, а, напротив, надавить на Москву. Заодно глава немецкого правительства попросил главу Поднебемсной пошире раскрыть китайский рынок для немецких компаний.
Для ZH очевидно, что в случае необходимости выбора, с кем следует поддерживать хорошие отношения — с Россией или Германией, Си без долгих колебаний выберет Москву, а не Берлин. Россия, кстати, стала в 2023 году пятым партнером КНР по объему торговли, достигшему 240 млрд долларов. В то время, как импорт немецких товаров Китаем в прошлом году резко снизился, экспорт китайских товаров в Россию в 2023 году вырос на 46,9%.
Причем, как пишет ZH, большая часть или даже весь этот рост произошел за счет Германии, которая, во многом благодаря недальновидной политике Олафа Шольца во всем слепо следовать за Вашингтоном и Брюсселем, становится для Пекина все менее важной.