На поверхности дела у Европы идут неплохо, но глубинные структурные вызовы и проблемы тормозят развитие Старого Света и предрекают ему незавидное будущее.
Впервые за два последних десятилетия главные европейские финансисты начинают долгожданный цикл ослабления монетарной политики не в обстановке какого-нибудь финансового кризиса. Однако обстановка спокойная лишь на поверхности, считает Bloomberg. Именно сейчас в экономике начали все четче проявляться проблемы, которые накапливались и усиливались десятилетиями и сейчас находятся у самой поверхности. На фоне динамизма американской экономики и подъема Китая анемический рост экономики еврозоны выглядит явным диссонансом, который, к тому же, усиливают низкая производительность труда, слабая демография и раздутые государственные финансы в главных европейских странах.
Текущая неделя войдет в историю объединенной Европы: пройдут выборы в Европарламент, а ЕЦБ наконец снизит учетную ставку.
«Без большой встряски Европейский Союз превратится в маленькую глобальную державу («глобальную» по названию, но не по сути) и предоставит США и Китаю бороться за мировое превосходство в экономике»,- цитирует Bloomberg главного экономиста по вопросам Европы в Bloomberg Economics Джейми Раша.
Сейчас трудно не заметить, что Европа вышла на перепутье. Снижение ставки ведомством Кристин Лагард в четверг, 6 июня, произойдет благодаря победе над очень высокой и продолжительной инфляцией. Обстановка благоприятствует переменам. К тому же, на смену легкой рецессии пришел неожиданный всплеск экономической активности. Так, разрыв в доходности между итальянскими гособлигациями и их немецкими аналогами, ключевой показатель финансового риска, сейчас снизился в еврозоне до двухлетнего минимума.
Свидетельство устойчивости региона было заметно весной прошлого года, когда паника среди инвесторов привела к банковскому кризису в США и Швейцарии. В еврозоне обошлось без эксцессов и потерь.
Можно перечислить еще немало симптомов устойчивости экономики еврозоны, но долгосрочные проблемы региона сейчас стали особенно сильными и зловещими и все сильнее тормозят его развитие.
«На поверхности дела в Европе улучшились,- предупредил в прошлом месяце Альфред Каммер из МВФ,- но глубокие структурные вызовы, как-то старение населения, проблемы с климатом и глобальная фрагментация никуда не исчезли».
Один из таких вызовов – низкая производительность труда, которая не позволяет экономики развиваться быстрыми темпами. По этому показателю Европа значительно уступает США в XXI веке. В результате, пишут авторы майского исследования Европейского центра международной политэкономии, в Европе слишком медленно повышается уровень жизни и быстро снижается глобальная экономическая мощь.
Разрыв между американской и европейской экономиками в 2000-23 годах по ВВП достиг почти 18%, что эквивалентно 3 трлн евро. Причем, ожидается, что этот разрыв будет расти и достигнет к середине века 40%.
Еще один вызов – стареющее население. Уровень рождаемости на континенте значительно ниже всех прогнозов. Демография станет очень большой проблемой в долгосрочной, а может даже и уже в среднесрочной перспективе.
Требует немедленного решения видное невооруженным глазом ухудшение государственных финансов. В этом отношении из крупных экономик хуже всех выглядит Италия, имеющая самый большой госдолг на континенте.
Финансовая дисциплина оставляет желать лучшего: большинство европейских стран не в состоянии контролировать дефициты своих бюджетов, которые, по требованию Еврокомиссии, не должны превышать 3% от ВВП. Как результат – снижение кредитных рейтингов членов еврозоны. К примеру, на днях был понижен рейтинг второй экономики Европы – Франции.
Конечно, дефицит бюджета можно взять под контроль при помощи сокращения правительственных расходов и повышения налогов, но эти два способа крайне не популярны у избирателей, а третий – рост экономики трудно достижим.
Сейчас все с нетерпением ждут результатов исследования бывшего главы ЕЦБ Марио Драги, который попытался дать прогноз по европейской конкурентоспособности. Конечно, бывший главный банкир Европы не обойдется без призывов к структурным изменениям и радикальным реформам.
«Без стратегически разработанной и скоординированной политики представляется логичным, что некоторые из секторов нашей промышленности будут закрываться или переносить производство за пределы ЕС»,- заявил Драги в апреле.
Президент Франции Эмманюэль Макрон, тем временем, продвигает свой собственный план, заключающийся, если коротко, в усилении интеграции рынков капитала.
«Меня беспокоит не только Франция,- объяснил свою позицию французский лидер,- а вся Европа в сравнении с США и Китаем. Моя главная идея заключается в том, что Европа должна резко увеличить инновации и создать более эффективный рынок капитала».