В Звенигородском манеже открылась выставка, посвященная различным проявлениям жизни природы — от закатов и восходов до гроз и штормов.
Экспозиция «Преображенная природа. Пейзаж XIX-XX вв. из собрания Русского музея» включает работы художников разных эпох и стилей. Помимо шедевров Ивана Айвазовского, Алексея Боголюбова, Архипа Куинджи, Алексея Саврасова, Ильи Репина, Федора Васильева, Льва Лагорио на выставке в Звенигороде можно увидеть работы их учеников и последователей, продолжающих традиции русской пейзажной живописи в новых стилистических ракурсах.
Выставка «Преображенная природа» интересна принципом построения экспозиции: картины здесь подобраны не по авторам, не по художественным направлениям и даже не по хронологическому принципу. Основополагающим фактором в подборе материала стали именно сюжеты картин, связанные с различными типами пейзажа. Так появились тематические блоки экспозиции: «Облака и тучи», «Перед грозой», «Радуга», «Светлый день», «Рассветы и закаты», «Лунная ночь» и «Стихия воды». Запечатлевая переходные состояния природы, отечественные мастера живописи пытались передать как спокойствие и умиротворенность, так и бурный характер природы. Сопоставление работ именно в этом сюжетном ключе позволяет зрителю познакомиться с развитием русской пейзажной школы в динамике, в параллельных измерениях различных художественных стилей и направлений.
Все собранные произведения, а это свыше 40 работ из коллекций Русского музея и Звенигородского музея-заповедника, отличаются высоким изобразительным мастерством и вниманием авторов к деталям. Поэзию природы в живописи на выставке сопровождают стихотворная поэзия русских классиков – Евгения Баратынского, Федора Тютчева, Афанасия Фета, Ивана Бунина, Софьи Парнок и других. Музыкальным дополнением к этим двум стихиям творчества служит фортепьянная музыка Сергея Прокофьева, которая сопровождает фильм, специально подготовленный для выставки, в котором фрагменты картин словно оживают в сюжетах природы, снятых современными кинооператорами.
Примечательно, что некоторые полотна как Русского музея, так и Звенигородского музея-заповедника, были отреставрированы специально для выставки в Звенигороде. Некоторые картины впервые покинули хранилища Русского музея.
На экскурсии по выставке можно узнать о первоначальном влиянии итальянского пейзажа на русскую живопись первой половины XIX века и о постепенном переходе в середине XIX века интереса у русских живописцев к родной природе, о глубоком символизме пейзажного жанра и о стилистических особенностях каждого из представленных художников.
При этом экспозиция неразрывно связана с городом, его прошлым и настоящим. Кураторы советуют рассматривать ее как часть общего опыта знакомства с пейзажной атмосферой самого Звенигорода. Выставка располагается в историческом здании городского манежа, памятника гражданской архитектуры первой половины XIX века. Здесь можно также познакомиться с постоянной исторической экспозицией «Звенигород от земли до неба», выполненной по высоким современным стандартам с интеграцией мультимедийных и интерактивных элементов.
Логичным дополнением к изучению природы, преображенной кистью великих художников, может быть прогулка по городу — знакомство с живым первоисточником «в шаговой доступности» от места временного размещения шедевров, созданных классиками отечественной художественной школы, знакомство с исконными прекрасными пейзажами, которыми знаменит Звенигород. Некогда на месте современной «Русской Швейцарии», как с XIX века называют Звенигород, был ледник, с его таянием сформировался узнаваемый холмистый рельеф так называемых москворецких нагорий, которые придали городу особую живописность и вдохновляли на создание пейзажных зарисовок немало художников прошлого и настоящего.
Выставка открыта до 12 января 2025 года.