Программный директор «Горький fest» о том, каким будет восьмой фестиваль нового российского кино
В Нижнем Новгороде в восьмой раз проходит кинофестиваль «Горький fest». В его конкурсную программу вошли двадцать короткометражных и полнометражных игровых и художественных фильмов самых разнообразных жанров. В этом году конкурсная программа полностью премьерная. Президент фестиваля — народный артист РФ, актер Михаил Пореченков, генеральный продюсер — режиссер, сценарист, продюсер Оксана Михеева. В составе жюри режиссеры Юрий Мороз и Анна Меликян, актриса Юлия Александрова, оператор Денис Аларкон Рамирес, композитор Райан Оттер, кинокритик Василий Степанов. Фестиваль будет проходить на шестидесяти площадках. В этом году их в полтора раз больше, чем в прошлом.
Накануне фестиваля «Монокль» поговорил с его программным директором Андреем Апостоловым, о том, каким будет восьмой «Горький fest», и о том, что он значит для киноиндустрии и Нижнего Новгорода.
— Какова концепция «Горький fest»?
— Это фестиваль нового российского кино. Это определение никак не ограничивает его формат: новым может быть фильм и мэтра кино. Уникальность фестиваля заключается в отсутствии каких-либо ограничений. В его конкурсе соединяются полнометражные и короткометражные фильмы, игровые и неигровые. Аналогов этому я не знаю. Перед фестивалем стоит несколько задач. Одна из них — открытие новых имен. «Горький fest» — хорошая площадка для того, чтобы кинематографист мог заявить о себе. Еще одна задача — просветительская. Программа фестиваля позволяет зрителям увидеть то, что сейчас происходит в российском кино. Мы хотим, чтобы она была максимально разнообразной и расширяла представления зрителей об отечественном кинематографе.
— Как место проведения «Горький fest» — Нижний Новгород влияет на фестиваль?
— Я считаю, что фестиваль всегда определяется тем местом, где он проходит. Оно задает его тональность и масштаб. Даже в нашей конкурсной всеядности есть что-то от нижегородской ярмарки, на которой были представлены все значимые на тот момент достижения промышленности и сельского хозяйства. У фестиваля потрясающие локации: стадион «Нижний Новгород», Губернаторский сад нижегородского Кремля, театр драмы, центр культуры «Рекорд», Летний кинотеатр на набережной Волги. Есть замечательные фестивали, которые проходят в городах с числом жителей до ста тысяч человек и не могут выйти на нужный фестивалю уровень зрительской активности. Нижний Новгород — мегаполис. У нас аншлаги каждый вечер на разных площадках, где показы могут идти одновременно. Нижний Новгород очень изменился в последние годы, и, очевидно, в лучшую сторону. К своему юбилею — 800-летию он был придуман заново. Фестиваль совпал с этим процессом. Он стал элементом рождения нового Нижнего Новгорода как туристического и культурного центра. Уровень синергии между городом и фестивалем очень высокий.
— Как фестиваль влияет на город?
— Кинофестиваль это всегда фактор развития событийного туризма. Я знаю людей, которые берут отпуск специально на время проведения фестиваля. «Горький fest» лишь одно звено в цепочке культурной жизни Нижнего Новгорода, но туристы знают, что в этот период у них есть возможность посмотреть фестивальное кино: показы у нас бесплатные — на них можно попасть по регистрации.
Еще один пример. В позапрошлом году в Нижнем Новгороде, в день, когда проходила церемония открытия фестиваля, стояла жаркая погода, и в зале театра драмы было душно. Губернатор прямо на сцене пообещал, что в следующем году здесь будет посвежее, и в театре появилась система кондиционирования. Казалось бы, мелочь. Но это правильная причинно-следственная связь: сначала формируется культурная индустрия, а уже вокруг нее наращивается техническая инфраструктура. Часто бывает так, что сначала выделяются деньги, возникает инфраструктура, а уже потом в нее встраиваются смыслы. Мне эта история с кондиционером очень дорога, потом что площадка драматического театра летом не так востребована и, наверное, она могла бы обойтись и без этой системы. Но она появилась, потому что есть фестиваль. Мы видим, как культурная жизнь города начинает выстраиваться вокруг фестиваля. Каждый год к нам приходят представители местных культурных пространств и говорят: «Мы очень хотим стать одной из ваших площадок».
Повышается кинематографическая востребованность региона. Это непреложный закон фестивалей: в регион приезжают продюсеры, они оценивают локацию, а потом возвращаются сюда уже со своими проектами. Два года назад на фестиваль приезжал режиссер Максим Кулагин с фильмом «По-мужски» и по окончанию «Горький fest» говорил о том, что он готов писать сценарий специально под Нижний Новгород. Ему захотелось вернуться сюда уже в качестве режиссера.
— Как на фестивале выстраивается баланс между профессиональным общением и зрительскими событиями?
— Сделать фестиваль в равной степени профессиональным и городским событием очень сложно. Есть такие кинофестивали как «Кинотавр» или «Маяк», ориентированные на представителей индустрии. Есть множество фестивалей, которые популяризируют отечественное кино, привозят звезд, радуют зрителей и не решают никаких индустриальных задач. Мы пытаемся балансировать. У кинематографистов есть запрос на обратную связь. После просмотров фильмов на фестивале всегда происходит откровенный и очень эмоциональный разговор. Для авторов это попытка обкатать фильм. У нас были случаи, что кинематографисты, посмотрев фильм вместе с залом, вносили в него изменения.
Третий год подряд мы вручаем приз зрительских симпатий, который котируется наряду с главным призом жюри, и меня поражает насколько активно голосуют зрители Нижнего Новгорода. Когда мы получаем статистику, то видим, что голосуют, как правило, 95 процентов зрителей. Это говорит об их вовлеченности.
В этом году мы хотим вычислить и наградить самого активного зрителя, который посетит больше всего показов и площадок. За два года моей работы на фестивале, я не раз был свидетелем как зрители посещали каждый фестивальный показ и активно участвовали в обсуждениях. Самым трогательным моментом фестиваля прошлого года для меня стал первый показ в Губернаторском саду. Мы решили провести его несмотря на дождь. В какой-то момент он усилился до проливного, но зрительный зал остался заполненным. Фестивалю всего восемь лет, он все еще в новинку для публики и вызывает у нее азарт и ажиотаж. Если в некоторых городах, где проходят фестивали с тридцатилетней историей, зрители начинают к ним привыкать, то у нижегородцев по-прежнему есть голод по такого рода событиям.
— Как «Горький fest» выделяется на фоне других фестивалей?
— Главное преимущество «Горький fest» — его локация. Нижний Новгород очень удачно расположен. Сюда легко добраться из Москвы, из Петербурга, из Поволжья. Я могу сравнивать с другими фестивалями, и вижу, насколько нам легче работать с гостями и добиваться кворума: людям не обременительно съездить на пару дней в Нижний Новгород. Что касается всего остального, то особенность фестиваля в его купеческом размахе. Это, действительно, большой фестиваль. У меня в первый год даже вскружило голову от его масштаба. До этого я никогда не был на фестивале: ни в качестве гостя, ни в качестве зрителя. Я приехал на него уже работать. И когда мы показывали фильм «Асса» на стадионе, и я своим глазами увидел, как две тысячи человек сидели под открытым небом и смотрели хоть и культовое, но совсем не новое кино, то переживал что-то вроде оторопи.
Когда у нас проходят одновременные показы на стадионе, в драматическом театре, центре культуры «Рекорд», в Летнем кинотеатре на набережной Волги, на них приходит в общей сложности около пяти тысяч человек. Для гостей фестиваля мы устраиваем прогулку на теплоходе по Волге — у нее тоже есть бэкграунд масштабных событий Нижегородской ярмарки. Был момент, когда мне казалось, что так мы излишне отвлекаемся от деловой программы фестиваля. Сейчас я понимаю, что был не прав. Кинематографисты, у которых есть выбор между фестивалями, отдают свои работы на «Горький fest» со словами: «У вас очень душевно, тепло и уютно». Нижегородское гостеприимство их подкупает, и привлекательность фестиваля с годами только растет.
— Как вы можете охарактеризовать программу фестиваля в этом году?
— Обычно я делю программу на четыре квадрата: в одном полнометражное игровое кино, в другом — короткометражное, в двух других: полнометражное и короткометражное документальное кино. Я стараюсь, чтобы это были примерно равные четыре четверти. Но в этот раз приоритет у игрового короткого метра. И это при том, что сильные конкурсы короткого метра в этом году будут на фестивалях «Короче» и «Маяк». Но короткого метра хватает на всех. Он переживает настоящий расцвет. Наверное, это формат еще не слишком индустриально стандартизирован. В полном метре есть диктат конъюнктуры: прокатной или фестивальной. Короткий метр это более свободная территория. К сожалению, документального кино меньше, чем обычно. Мне всегда хочется добиться баланса между игровыми и неигровыми картинами, но в этом году я решил ориентироваться на те работы, которые вызвали у меня сильную эмоциональную реакцию. Документальных фильмов мало, но они разные и эмоциональные.
Еще одна особенность программы этого года — в ней много фильмов из регионов. Одна из магистральных тенденций современного российского кинематографа — подъем регионального кино. У нас будет два якутских фильма, без которых сейчас не обходится программа ни одного фестиваля, полнометражный фильм режиссера из республики Марий Эл и фильм красноярских режиссеров про Хакасию. Расширение географии — важная для фестиваля задача.
В этом году у нас только премьеры, чем я очень горжусь (кроме фильма «Король Лир» — у нас будет его федеральная премьера). Для меня это шаг вперед. Мне не хочется соревноваться ни с какими фестивалями. Мне хочется, чтобы их было много, и они были разные. Но было несколько случаев, когда за фильм приходилось бороться, и его авторы говорили, что они уже дали согласие другим очень солидным фестивалям. Я думал, что мы эти фильмы уже потеряли, но в итоге они оказывались у нас. В России есть восемь-десять фестивалей, которые имеют индустриальное значение. И по таким ситуациям я делаю вывод, что «Горький fest» попадает в эту компанию.
— Что такое новое российское кино?
— Прежде всего, это ощущение форматной свежести, когда в фильме есть открытие нового пути, который может быть подхвачен в контексте развития отечественного кинематографа в целом. Отсюда желание соединить разные форматы. Например, появляется интересная картина в жанре антиутопии, и она обозначает какую-то тенденцию в нашем кино, давайте ее посмотрим и подумаем: есть ли перспектива у этого пути. Давайте посмотрим новое якутское кино. Мы уже знаем звезд якутского авторского кинематографа: Давыдова, Борисову, Бурнашева. Можно ли их фильмы сравнивать с теми, что делает новая генерация режиссеров якутского кино? Или они пытаются говорить на более универсальном языке и меньше делать акцент на этническом колорите? Давайте посмотрим работу красноярских режиссеров «Там, где наш дом: Хакасия». Это не просто достойный фильм из Сибирского региона, где сильная документальная школа, это франшиза. В регионах появляются проекты, которые имеют не только культурное значение, но и становятся бизнесом. Каждый фильм это зернышко, о котором можно рассуждать: прорастет ли оно и принесет ли плоды.
— Какой еще, кроме Якутии, российский регион претендует на то, чтобы в ближайшем будущем обрести кинематографическую самодостаточность?
— В Якутии сформировалось самодостаточная кинематография, потому что она географически далеко от федерального центра. Здесь снимается этническое кино на якутском языке, и это уместно и востребовано. Прежде чем двигаться дальше, мы должны понять, как будет развиваться региональное кино. Оно будет появляться только в национальных республиках и сниматься на местных языках? Или оно появится и в русскоязычных регионах, таких как Поволжье, куда и так приходит большой поток федерального кино, и запросы зрителей как будто бы удовлетворены? Ждать нового прорыва, на мой взгляд, можно в таком макрорегионе как Северный Кавказ. Во многом после работ выпускников Александра Сокурова здесь сложились и запрос публики, и профессиональное сообщество, которое в состоянии развивать местный кинематограф.