В разгаре первый поток конкурса «Фабрика дизайна 3.0», организованного Агентством креативных индустрий (АКИ) при Департаменте культуры Москвы совместно с Союзом Дизайнеров России. Проект реализуется с 2022 года и является платформой по выстраиванию профессионального взаимодействия между дизайнерами и реальным сектором экономики. Часовой завод «Ракета» трижды принимал участие в качестве компании-заказчика. О том, почему развитие промышленного дизайна важно для России и что дает бизнесу сотрудничество с креаторами, мы пообщались с управляющим директором завода Дэвидом Хендерсон-Стюартом.
— Насколько сегодня дизайн важен для развития компании?
— Его значение сложно переоценить, так как дизайн формирует первое впечатление от продукта. И тут важно все: форма, цвет, материал, тактильность и многие другие факторы. Дизайн не только привлекает внимание, но и является способом коммуникации. Человек в магазине выбирает часы во многом не из соображений функциональности, а из эстетики. Тут нужно учитывать все: от внешнего вида часов до креативов в социальных сетях. Парадоксально, но порой дизайн важнее того, что внутри, в нашем случае, чем собственно ход часов. Через предмет человек хочет получить определенные эмоции. Желательно положительные. Как это достигается? Положительная эмоция возникает либо от того, что дизайн сам по себе интересный, либо напоминает о чем-то приятном. Самое страшное, когда он не вызывает вообще никаких чувств, даже отрицательных. Это даже хуже, чем негативная реакция. Получается, человека не удалось зацепить.
— Должен ли дизайн напрямую ассоциироваться с брендом, для которого разрабатывается?
— Непременно. Мы всегда смотрим, чтобы он отражал ДНК бренда, его ценности и суть. Мы не станем брать в работу даже очень крутой дизайн, если он не соответствует нашей ДНК. Учитываются два критерия: интересное дизайн-решение и насколько оно отвечает нашим ценностям.
— Вы регулярно привлекаете к сотрудничеству дизайнеров. У «Ракеты» были выпущены совместные проекты с Денисом Симачевым и Натальей Брянцевой (ювелирный бренд Avgvst Jewelry). Как вы выбираете тех, с кем будете сотрудничать?
— Мы никогда не возьмемся за коллаборацию с «Макдональдсом», потому что это не русский бренд. У нас не просто так на часах написано «Сделано в России». Это важная часть ДНК «Ракеты». Что мы учитываем при выборе партнеров? Чтобы это был непременно русский бренд, и чтобы человек, который его представляет, смог привлечь дополнительное внимание к часам. Многое зависит и от личных отношений. Часы — это всегда про человеческие эмоции и людей в целом. Поэтому, если мы с кем-то дружим и нам нравится то, что этот человек делает, то мы будем рады сотрудничеству.
Для чего мы делали часы с Натальей Брянцевой? Во-первых, ее бренд работает с женской аудиторией, которую мы до этого не затрагивали. Во-вторых, ее минималистичный дизайн отлично вписывается в нашу ДНК. В-третьих, нам очень нравится то, что она делает, и мы подумали, что благодаря ей сможем выпустить коллекцию женских часов.
У Дениса Симачева очень своеобразный креатив, который либо нравится, либо нет. Нам же близки его идеи, так как «Ракета» тоже любит необычные решения, которые другие не делают: обратный ход, 0 вместо 12, буквы вместо цифр, секундная стрелка в виде красного треугольника. Мы не боимся сумасшедшего креатива. То, что Денис предложил, нам понравилось, соответствовало нашей эстетике и нашей ДНК, и мы запустились.
— А что привело вас на «Фабрику дизайна», в которой вы участвовали два года подряд в качестве заказчика?
— «Фабрика дизайна» — мощная и известная платформа, где встречаются дизайнеры и бизнесмены. Нам было очень интересно поучаствовать в проекте. Кроме того, это конкурс для молодых дизайнеров, а нам нравится работать с молодыми. Нас привлекает их взгляд, и мы вдохновляемся новыми идеями. Мы всегда в поиске.
— Что стало с теми дизайн-решениями, которые вам были предложены?
— Наш главный дизайнер Евгения Малева плотно работала с участниками конкурса. У Кирилла Никольского и Семена Нахаева, которые создавали по нашему заказу макет портативный витрины для часов, были по-настоящему яркие идеи. Не гарантирую, что все решения найдут применение, но могу сказать, что часть из них будет использована, по крайней мере, для вдохновения.
Каждая модель часов разрабатывается минимум два с половиной года. Участники конкурса 2022 года – Михаил Рыжов и Егор Бонарь — предложили варианты дизайна для «Авангарда» тогда, когда креативы уже были запущены в работу. Однако все их идеи сохранены.
Что касается витрины для часов, то с обоими финалистами мы на связи, и думаю, что со временем у нас может получиться сотрудничество.
— Почему предпринимателям стоит участвовать в таких проектах, как «Фабрика дизайна»?
— Россия хочет поднять свою промышленность на новый уровень, а без дизайна сделать это невозможно. В современном мире вещи должны быть не только функциональными, но и красивыми. Так что тема промышленного дизайна сегодня актуальна.
Кстати, в Советском Союзе был высокий уровень промышленного дизайна. Я, например, просто обожаю советские пылесосы марки «Сатурн», «Чайка», «Спутник» и «Ракета». У них потрясающе крутой дизайн: все они выполнены в форме космических кораблей или планет. Промышленный дизайн важен, потому что люди хотят быть окружены интересными визуальными решениями.
Для нас, как и для других производств, довольно остро стоит вопрос кадров. Мы постоянно ищем новых специалистов.
— А что участие в проекте «Фабрике дизайна» дает креаторам и дизайнерам?
— В первую очередь, конечно, опыт. Промышленный дизайнер — это тот, кто понимает, как вещь функционирует, на чем она построена. Он вкладывается как в визуальное решение продукта, так и в практическое. У нас есть профессионалы, которые знают если не все, то многое про часовой и промышленный дизайн. И мы готовы поделиться нашими навыками и знаниями. Некоторые советы стоят дорого. А здесь они получают это совершенно бесплатно.