Отечественное производство малых автономных электростанций на базе газовых турбин не может запуститься из-за отсутствия этих силовых агрегатов. Но изготовители электростанций стремятся во что бы то ни стало преодолеть это препятствие.
Спрос на автономные электростанции в России растет: компании все чаще решают проблему обеспечения своих производств собственной, более дешевой, нежели из общей сети, электроэнергией.
Один из крупнейших в России производитель автономных электростанций небольшой мощности – «Завод ПСМ» («Промышленные силовые машины»). Компания уже более 20 лет выпускает электростанции на базе дизельных двигателей мощностью от 10 до 3000 кВт.
Несколько лет назад ПСМ освоил выпуск и газопоршневых электростанций (350 – 2000 кВт). В этом году компания намерена выпустить электростанций суммарной мощностью свыше 100 МВт. Плюс, в линейке продукции – силовое и насосное оборудование.
Как рассказывал в интервью «Моноклю» весной этого года генеральный директор и совладелец ПСМ Андрей Медведев в планах компании – освоение производства небольших газотурбинных электростанций (см. «В нашем сегменте у тебя сейчас нет продаж, если ты совсем дурак», «Монокль», 29 апреля 2024 г.). Тогда он назвал это «сложной темой». И, как показала практика, не ошибся.
На днях Андрей Медведев в телеграм-канале (ПСМ-Медведь) рассказал о своих попытках найти производителя малых газовых турбин, которые могли бы стать основой для газотурбинных электростанций (ГТЭС) мощностью 2 – 8 МВт.
По его словам, у ПСМ были договоренности с компанией «Калужский двигатель» (КАДВИ) и даже были спроектированы ГТЭС мощностью 800 и 1600 кВт на базе силовых агрегатов, которые выпускает калужское предприятие. Однако, как отметил Андрей Медведев, пока сотрудничество «не складывается по разным причинам».
По каким именно он не уточнил, отметив, правда, что «ОДК (Объединенная двигателестроительная корпорация, входит в «Ростех», – «Монокль») и даже КАДВИ мы не интересны, так как они загружены заказами на годы вперед и ВПК в первом приоритете. Даже Газпром или НоваТЭК будут ждать несколько лет, а до нас очередь в текущей реальности не дойдёт никогда».
«Два месяца назад мы посетили одного иранского производителя турбин мощностью 3,3 МВт, но ожидания совсем не соответствуют реальности (ещё раз убедился, что все серьезное оборудование надо смотреть, как производится, своими глазами)», – рассказывает в своем канале Андрей Медведев, – «10 дней назад посетили специализированную выставку в Чэнду в Китае, посмотреть местных производителей. Там, кроме тех, кто использует GE (США) и Siemens (Германия) увидели всего две компании: одна делает маленькие турбины 1,8 МВт, другая – 40 МВт».
Глава ПСМ отмечает, что в России довольно большой объем электроэнергии, особенно в нефтегазовом секторе, вырабатывается мобильными газотурбинными электростанциями на базе силовых установок производства украинского предприятия «Мотор Сич»: «Но сами всё понимаете относительно этого завода».
Тем не менее опускать руки Андрей Медведев не намерен: «Очень надеюсь, что найдём базовое оборудование в ближайший год и начнем производство газотурбинных электростанций ПСМ».
Один из комментаторов поста Андрея Медведева предложил ему обратить внимание на паровые турбины, как более простые по конструкции и дешевые в обслуживании.
Кстати говоря, производство паровых турбин небольшой мощности планирует «Уральский турбинный завод». В интервью «Моноклю» (см. «Газовая турбина — это не чудо!», 24 июня 2024 г.) председатель совета директоров этого предприятия Михаил Лифшиц рассказал, что УТЗ намерен выпускать порядка 20 таких агрегатов в год мощностью от 5 до 30 МВт: «Раньше мы их не делали. Это новая линейка. Под нее мы сейчас как раз монтируем оборудование, новые цеха. И здесь вводятся некие новации: малая турбина будет собираться не на стапеле, а на конвейере». По его словам, уже сейчас идет сборка четырех первых турбин.