Президент США Джо Байден до последнего не поддавался давлению части руководства Демократической партии США и ее спонсоров, требовавших от него отказаться от участия в президентских выборах. Что же изменилось за последние несколько дней?
Прежде всего, начали сказываться последствия неудавшегося покушения 13 июля на кандидата в президенты от Республиканской партии США Дональда Трампа – его рейтинг резко пошел вверх. Это почти не заметно на уровне общенациональных опросов общественного мнения, в которых Трамп по-прежнему опережает Байдена примерно на 3%, но они и не важны.
Напомним, что в 2016 году Дональд Трамп победил на выборах президента США, набрав всего 46,1% голосов американских избирателей, но смог заручиться поддержкой 304 выборщиков, в то время как проигравшая выборы Хиллари Клинтон получила 48,2% голосов избирателей, но при этом имея лишь 227 выборщиков. Это несоответствие объясняется тем, что голос в густонаселенных штатах «весит» меньше, чем в менее населенных. А победитель получает голоса всех выборщиков от штата – например, кандидат в президенты может выиграть во Флориде с перевесом всего в один голос и сложить в копилку все 29 голосов выборщиков от штата.
Эта странная, на первый взгляд, система выборов позволяет учитывать интересы избирателей всей страны, а в противном случае президента определяли бы несколько штатов наподобие Нью-Йорка с его 20 млн населения или Калифорния с живущими там 40 млн человек.
В итоге штаб Байдена смотрел не на результаты общенациональных опросов, а на то, в каких штатах его кандидат может переломить ситуацию в свою пользу. Эти штаты в отличие от сверхдемократической Калифорнии и ультрареспубликанского Техаса, могут проголосовать за любого из кандидатов, и их называют называют колеблющимися (swing).
Ранее Трамп опережал Байдена в семи колеблющихся штатах с преимуществом от 0,1% до 2%-3% голосов местных избирателей, и поднапрягшись теоретически можно было преодолеть этот разрыв. Но недавно компания Emerson Polling опубликовала данные социологического исследования, проведенного с 15 по 18 апреля в колеблющихся штатах. В Аризоне Трамп опережает Байдена на 10%, в Джорджии на 5%, в Мичигане на 3%, в Неваде на 3%, в Северной Каролине на 9%, в Пенсильвании на 6% и в Висконсине на 3%.
Учитывая стремительное ухудшение физического и ментального здоровья Байдена, а также постоянные атаки на него руководства Демпартии, этот разрыв за оставшиеся три месяца до выборов преодолеть невозможно.
Но Байден решил уйти, громко хлопнув дверью в Белом Доме. Ему было известно, что одними из главных инициаторов его отставки в Демпартии с должности кандидата в президенты были экс-президент США Барак Обама и бывший спикер палаты представителей конгресса США Нэнси Пелоси, которые вынашивали идею выдвижения в президенты Мишель Обамы – супруги бывшего президента. Возможно, что при других обстоятельствах действующий президент США и согласился бы на эту замену, однако Барак Обама в 2016 году предал своего вице-президента Джо Байдена, пролоббировав кандидатуру Хиллари Клинтон на роль кандидата от Демпартии.
В 2016 году Джо Байден еще не страдал деменцией и вполне мог победить на выборах Дональда Трампа, а в 2020 году и другого кандидата от Республиканской партии. И вот Байден второй раз страдает от нездоровой тяги руководства Демпартии тянуть в президенты своих жен.
В итоге Байден не просто снял свою кандидатуру с выборов, но и официально поддержал вместо себя кандидатуру вице-президента США Камалы Харрис. Растерянные Барак Обама и Ненси Пилоси не стали публично поддерживать Харрис в качестве кандидата в президенты от демократов лишь заявив, что Демпартия «сможет организовать процесс, в результате которого появится выдающийся кандидат».
Таким образом, в Демократической партии может развернуться нешуточная борьба за должность кандидата в президенты, стрелы партийных заговорщиков полетят в Камалу Харрис, а действующий президент постарается испортить настроение Мишель Обаме. И вся эта демократическая мышиная возня будет лишь играть на пользу лидеру президентской кампании Дональду Трампу.