Рост в секторе услуг не смог компенсировать спад в производственном секторе.
Деловая активность частного сектора еврозоны в июле почти не выросла. Как все чаще бывает в последние месяцы, во всем виновата крупнейшая экономика зоны единой валюты и Европы в целом – Германия, экономика которой вновь дала сбой.
Композитный (составной) индекс деловой активности (PMI) еврозоны, показывающий ежемесячную средневзвешенную динамику индексов PMI в секторе услуг и промышленности и рассчитываемый S&P Global, в июле снизился до 50,1. Катастрофы, конечно, никакой нет, потому что он все же превышает 50,0, рубеж между развитием и спадом экономики, но с другой стороны, это самый низкий показатель с февраля 2024 года. К тому же, он значительно хуже прогнозов экономистов, опрошенных Bloomberg и равных 50,9. Кстати, именно таким был композитный PMI в еврозоне в июне.
Экономисты сходятся во мнении, что в столь низком результате виновата Германия, в экономике которой впервые после марта зафиксирован спад. Слабый результат показала и вторая европейская экономика – Франция, но у нее PMI почти на требуемом уровне – 49,5.
«Ощущение такое, что экономика еврозоны в июле практически не сдвинулась с места,- комментирует невеселую для европейцев статистику главный экономист Hamburg Commercial Bank Сайрус де ла Рубиа.- Ситуация существенно ухудшилась в производственном секторе, в секторе услуг же произошел незначительный рост».
Производственный сектор сейчас находится в самом неопределенном за два последних года состоянии. В июле зафиксирован наиболее сильный за 7 месяцев спад. Де ла Рубиа также подчеркнул, что компании в производственном секторе сейчас месяц за месяцем сокращают численность сотрудников.
Данные по PMI – первые из обширного списка показателей, которые ЕЦБ, оставивший на прошлой неделе ключевую ставку неизменной, должен тщательно проанализировать, прежде чем объявлять о втором снижении ставки. Руководство главного европейского банка признает, что рост экономики явно замедлился. Кристин Лагард со своими помощниками сейчас ждет дальнейших подтверждений того, что инфляция неуклонно приближается к 2% и что она снизится до этого целевого для ЕЦБ показателя в следующем году.
Однако цена ресурсов, так называемые «входные цены», согласно данным PMI, существенно подросла в то время, как цены на выходе, т.е. цена конечной продукции, выросла совсем незначительно. Это, по мнению де ла Рубии, свидетельствует о том, что ослабление инфляции сталкивается со множеством препятствий.
Две главные экономики зоны единой европейской валюты, ФРГ и Франция, уже не первый месяц показывают слабые результаты. Активность в секторе услуг в июле выросла в обеих упомянутых странах, причем, у Франции начал работать мощный драйвер – парижская Олимпиада, которая начинается 26 июля.
К сожалению, вновь слабо сработало производство в Германии. Де ла Рубиа предупреждает, что в третьем квартале в немецкой экономике вполне возможен спад.
Не все, конечно, в еврозоне настроены так же пессимистично, как Сайрус де ла Рубиа. К оптимистам относится, например, финансовый директор Deutsche Bank Джеймс фон Мольтке.
«Я бы сказал, что экономика Германии нашла точку опоры,- заявил он в интервью Bloomberg Television.- Мы сейчас видим рост. Он, конечно, совсем незначительный, но мы думаем, что во второй половине года и в 25-м году он усилится».
Евро после появления данных о PMI снизился на 0,3% до почти двухнедельного минимума (1,0826 доллара), а облигации продолжили ралли. Так, доходность по двухлетним немецким гособлигациям снизилась на 5 пунктов до 2,66%. Инвесторы все больше ставят на снижение европейским Центробанком в сентябре ставки. Вероятность еще двух снижений ключевой ставки в этом году сейчас оценивается почти в 92%. Для сравнения: до появления данных о PMI она составляла 88%.