Долговая ноша в развитом мире, по прогнозам, продолжит расти. Причем, МВФ предупреждает, что эта тревожная тенденция усилится, если вновь избранные правительства не ограничат свои расходы, которые они обещали и готовы предпринять в популистских целях.
Два последних сильных удара долговой рынок получил после неожиданного объявления президентом Макроном о внеочередных выборах во Франции и после разгрома Джо Байдена на дебатах с Трампом. В первом случае к массовой продаже бумаг привели страхи, что новое французское правительство еще больше увеличит расходы, а во втором случае доходность трежерис подскочила на опасениях, что в случае возвращения республиканцев к власти в США резко вырастет дефицит бюджета. Затем последовали покушение на Дональда Трампа и выход президента Байдена из президентской гонки. Эти события, однако, прошли для финансовых рынков в целом незаметно, потому что не смогли конкурировать со вновь вышедшими на первое место ожиданиями долгожданного снижения ключевой ставки Федрезервом. С другой стороны, они стали ранними предупреждениями глобального риска, который несет в себе комбинация высокого правительственного долга и постоянно усиливающейся непредсказуемостью выборного года.
Несмотря на то, что глобальная экономика устойчиво развивается, дефицит растет еще быстрее благодаря огромным расходам после пандемии. В результате госдолг главных стран, по данным Организации экономического сотрудничества и развития (OECD), вырастет в этом году на 2 трлн долларов и достигнет рекордных 56 трлн долларов. Долговая ноша в развитом мире, по прогнозам, продолжит расти. Причем, МВФ предупреждает, что эта тревожная тенденция усилится, если вновь избранные правительства не ограничат свои расходы, которые они обещали и готовы предпринять в популистских целях.
Фискальное напряжение готово проверить способность рынков впитывать растущий объем долга без того, чтобы вновь поднимать ключевые ставки. В результате крупные инвестиционные компании типа BlackRock Inc. неожиданно воспылали любовью к краткосрочным облигациям, которые скорее всего окажутся более устойчивыми среди моря проблем, ожидаемых в ближайшем будущем.
На прошлой неделе МВФ предупредил о новых рисках, которые принесут политики, которые сейчас приходят к власти и которые негативно относятся к бережливости и экономии. Зависимость рынков от политики подчеркнула недавняя очень убедительная победа в Мексике Клаудии Шейнбаум и ее левой партии «Движение национального возрождения». Результатом этой победы стала массовая распродажа мексиканских ценных бумаг на страхах, что при новом президенте бюджетный дефицит резко увеличится.
После резкого рывка доходности французских гособлигаций, вызванного роспускам Эмманюэлем Макроном парламента, Президент ЕЦБ Кристин Лагард напомнила о необходимости соблюдать финансовую дисциплину, которую нарушили Франция, Италия и ряд европейских стран поменьше.
Эти же риски особенно четко просматриваются в США, где предвыборная борьба сейчас в самом разгара и где бюджетный дефицит уже приблизился 2 трлн долларов. Несмотря на резкий рост госдолга при Джо Байдене Дональд Трамп планирует, придя к власти, расширить и углубить принятые им в его первый президентский срок снижения налогов, что, естественно, еще больше увеличит долг Америки. Vanguard Group Inc. и Fidelity International очень боятся за долговой рынок в случае прихода к власти республиканцев.
После покушения на Трампа долгосрочные гособлигации слегка снизились. В результате доходность 30-летних трежерис на короткое время впервые с января сравнялась с доходностью 2-летних облигаций.
«Чем выше вероятность того, что следующим президентом США станет Дональд Трамп,- объясняет Алдекс Пелтешки из Aegon Asset Management,- тем дольше бюджетный дефицит Америки будет оставаться очень высоким».
«Инвесторы хорошо знают, чего они хотят,- объясняет глава MFS Investment Management Бенуа Анн.- Они не любят политическую неопределенность и усиление фискальных рисков».
Не исключено, что сверхэнергичные заимствования смогут какое-то время обходиться без кризиса. В Японии, например, не произошло никаких экономических катаклизмов, когда соотношение госдолга к ВВП страны вплотную приблизилось к 250%. Но вечно эта нелогичная ситуация длиться не может, и рано или поздно высокие госдолг и бюджетный дефицит все равно приведут к кризису.