До выборов в бундестаг осталось немногим более года, а роста как не было, так и нет.
Неспособность добиться хотя бы небольшого роста экономики делает призрачными надежды правящей коалиции сохранить власть в Германии после очередных выборов в бундестаг, которые должны состояться осенью 2025 года. Очередным подтверждением того, что канцлеру Шольцу не удается поднять немецкую экономику, стали статистические данные на прошлой неделе, свидетельствующие о резком падении деловой уверенности в стране, и завтрашние данные статбюро, которые, вероятно, покажут совсем незначительный рост ВВП во втором квартале. С каждым новым пакетом экономической и финансовой статистики становится все очевиднее, что первая экономика Европы, еще совсем недавно считавшаяся главным локомотивом Европы, сейчас все больше превращается в тяжкий груз, который не тянет экономику континента вперед, а тормозит ее. Достаточно сказать, что из 10 квартальных отчетов за время канцлерства Олафа Шольца более половины фиксировали или практическое отсутствие роста или снижение ВВП.
В основе нынешних экономических бед Германии – база немецкой экономики, производственный сектор, который большую часть XXI века опирался на экспорт. Рост производства в Германии начал замедляться еще до прихода коронавирусной пандемии, во время президентства Дональда Трампа и обострения отношений с Китаем, которое негативно повлияло на всю глобальную торговлю и особенно сильно затронуло ориентированные на экспорт экономики. В самый настоящий нокдаун немецкую экономику отправил отказ Берлина от дешевого российского газа, сыгравшего немалую роль в немецком экономическом чуде последних десятилетий. Особенно сильным ударом потеря дешевых российских энергоносителей стала для энергоемких отраслей промышленности.
«Еще теплится слабая надежда, что глобализация, которая принесла нам так много выгоды, еще вернется,- цитирует Bloomberg старшего экономиста Union Investment Сандру Эбнер.- Но это не произойдет, и нам придется с очень большим трудом привыкать к новым реалиям».
Немецкий автопром, главный драйвер прошлых успехов экономики ФРГ, сейчас пытается что-то противопоставить доминированию Китая в секторе электромобилей, но получается, по крайней мере, пока неубедительно. Китайские производители электрокаров сейчас чувствуют себя в Германии, как у себя дома. При этом доля электромобилей в зарегистрированных автомобилях падает: в прошлом году она составила 12%, хотя еще совсем недавно была 20%.
Оставляют желать хозяйственные и финансовые показатели немецких экономических тяжеловесов: BASF, Mercedes-Benz Group, Volkswagen и других крупных компаний.
Очевидно, что корень проблем лежит не в цикличной волатильности, на которую ссылаются отдельные экономисты. По данным Bloomberg Economics, половина из предполагаемого 7-процентного снижения промышленной активности носит структурный характер. Поэтому попытки некоторых экономистов представить, что самое худшее для экономики Германии уже позади, не выдерживают критики.
В апреле институт Ifo, например, ошибочно заявил о стабилизации экономики. Однако в том же апреле начался очередной спад. В мае экономика снизилась до 4-летнего минимума. Не удивительно, что директор Ifo Клеменс Фюст заявил на днях, что в целом перспективы ФРГ выглядят «довольно мрачно», и обвинил во всем «технологический пат», т.е. признал, что ситуация в экономике сильно смахивает на безвыходную.
Слабым лучиком света можно считать ослабление неэнергетической инфляции и проект бюджета на 2025 год, но потребители его пока еще не увидели. У потребителей продолжает снижаться внутреннее потребление, доказательством чему является спад в секторе услуг, что следует из статистики индекса предпринимательской уверенности.
Неоднократные неудачи долгожданного восстановления немецкой экономики являются угрожающими признаками для канцлера Шольца, подтвердившего на прошлой неделе участие в выборах канцлера в 2025 году.
В первой половине июля правительство Шольца приняло очередной план роста экономики, но едва ли даже в случае его успеха избиратели почувствуют положительные изменения до выборов в бундестаг, которые должны состояться в сентябре следующего года.
В сентябре этого года пройдут выборы в трех восточных землях, на которых очень хорошие шансы укрепить свое положение как у ультраправой партии «Альтернатива для Германии» (AfD), так и у ультралевого Союза Сары Вагенкнехт (BSW).
Очень серьезными проблемами Германии являются также дефицит рабочей силы, засилье бюрократии и неопределенность относительно декарбонизации экономики. Закрепленный в конституции так называемый «долговой тормоз» не позволяет коалиционному правительству решить ряд проблем при помощи денежных вливаний, потому что запрещает пользоваться внебюджетными фондами.