Рынок мороженого переживает в последние годы подъем. Однако и на этом благоприятном общем фоне «Айсберри» растет намного быстрее других, в пользу чего, похоже, срабатывает, кроме прочего, ценовая политика. Фактор цены может оказаться важным и для развития экспорта.
Компания «Айсберри-ФМ» (Москва), крупнейший производитель мороженого, запустила на фабрике в Тутаеве Ярославской области шесть новых линий, вложив в модернизацию 7 млрд руб. После выхода на проектную мощность предприятие будет выпускать до 90 тыс. тонн продукции в год.
Это больше, чем весь холдинг, куда входят также фабрики в Вологде и Пензе, выпустил в 2023 году (71 тыс. тонн). Доля рынка компании может увеличиться с 14% до 27%.
Рынок мороженого переживает в последние годы подъем. За исключением сложного 2022 года, когда спрос упал на 12%, производство мороженого уверенно растет, в 2023 году оно выросло на 13%, достигнув 524 тыс. тонн (360 млрд руб.). И тенденция сохранится в ближайшие годы, к 2030 году объем рынка, по прогнозам, достигнет 614,5 тыс. тонн.
Сказывается совокупность факторов: развитие онлайн-доставки; относительная стабильность цен на молоко и, как следствие, хорошая рентабельность для производителей популярного десерта; расширение ассортимента мороженого, в том числе в ЗОЖ-сегменте. К тому же Россия, являясь одним из крупнейших производителей мороженого в мире, по потреблению на душу населения - 3,5 кг в год - далека от стран-лидеров, где этот показатель измеряется в десятках кг. У нас ожидается рост до 4,4 кг в 2030 году.
Однако и на этом благоприятном общем фоне «Айсберри» растет намного быстрее других: в 2023 году рост составил 36%, это вдвое больше, чем у ближайших конкурентов. Похоже, в пользу лидера рынка срабатывает еще такой аргумент, как ценовая политика: «Айсберри» единственный из крупных игроков, у кого доля рынка в деньгах заметно меньше доли рынка в объеме производства (8,5% против 14%).
Фактор цены может оказаться важным и для развития экспорта. В этом году экспорт российского мороженого, объем которого и так невелик (3% продаж), стал сокращаться. Эксперты связывают это в том числе со снижением уровня благосостояния в странах СНГ - главных импортерах.