Последний, закончившийся на днях вояж Энтони Блинкенана Ближний Восток, был 9-м по счету. И все попытки госсекретаря США помирить израильтян и палестинцев закончились провалом. Между тем, становится яснее, на чем в дальнейшем будет настаивать Тель-Авив.
Без малого год Блинкен с тем же самым результатом, что и раньше, то есть безрезультатно, пытается добиться прекращения огня в секторе Газа. Причем, последняя командировка, в ходе которой он побывал в Дохе, где предполагалось провести очередной тур переговоров по сектору Газа, а также в Каире и Тель-Авиве, была особенно важной с точки зрения внутренней политики в США – для действующей администрации.
В Чикаго Национальная конвенция демократов официально выбрала кандидата от демократов на пост президента. Ей, Камале Харрис, за два с небольшим месяца до президентских выборов, очень пригодились бы успех на Ближнем Востоке и слава миротоворца. Но увы, госсекретарь Блинкен, как всегда, вернулся с пустыми руками, что, кстати, лишний раз подчеркивает его невысокий профессионализм на посту министра иностранных дел США. Хотя справедливости ради, конечно, стоит сказать, что замирить Ближний Восток – задача чрезвычайно сложная и что сделать это удавалось редко и куда более опытным дипломатам, как он.
Энтони Блинкен и посредники из Египта и Катара возлагали надежды на очередной, трудно сказать, какой уже по счету за 10 месяцев, план прекращения огня в Газе. Израиль, как уже не раз бывало, под давлением Вашингтона в принципе согласен на прекращение огня. Правда, при этом израильский премьер Биньямин Нетаньяху, один из главных в стране «ястребов», для которого продолжение войны с ХАМАС означает не только сохранение власти, но и, не исключено, свободы, всякий раз срывает переговоры. При этом он переводит стрелки на ХАМАС, который якобы не хочет договариваться.
Сейчас, к примеру, Тель-Авив, т.е. Нетаньяху, сорвал переговоры при помощи недавнего убийства в Тегеране председателя Политического бюро ХАМАС Исмаила Хании. Кстати, в тот же день, вернее, ночь, последнюю в июле, израильтяне заодно устранили, правда, в Бейруте, еще и одного из лидеров «Хезболлы» Фуада Шукра. Для полной же уверенности в те почти три недели, отделявшие переговоры в Дохе от убийств в Тегеране и Бейруте, израильтяне еще и нанесли несколько ударов по школам и прочим гражданским объектам в секторе Газа, что привело к многочисленным жертвам среди мирного населения и еще больше отбило охоту у палестинцев садиться за стол переговоров.
Согласно американо-египто-катарскому плану, израильтяне и палестинцы должны заключить соглашение о прекращении огня в Газе первоначально на 6 недель. За это время предполагается провести обмен оставшихся в живых женщин, детей и пожилых людей, находящихся среди заложников, которых боевики ХАМАС захватили 7 октября 2023 года в ходе нападения на Израиль, на палестинцев, находящихся в израильских тюрьмах.
После успешного завершения первого этапа должен начаться второй этап переговоров и, естественно, продлено прекращение огня. На втором этапе стороны должны обменяться телами погибших. Тель-Авив должен начать вывод войск с территории сектора, а палестинцы – возвращаться в свои дома на севере Газы, вернее, в то, что от них осталось, потому что большая часть зданий после 10 месяцев боевых действий находится в руинах.
Одним из главных камней преткновения не только этого раунда переговоров, но и всех предыдущих является требование ХАМАС о полном выводе Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) со всей территории сектора, которое Тель-Авив категорически отвергает. Израильтяне хотят оставить военных в так называемом «Филадельфийском коридоре», т.е. на 14-километровой границе между сектором Газой и Египтом. Ее до 2005 года в соответствии с соглашениями в Осло контролировали израильтяне. Повторно они захватили стратегически очень важный коридор в мае этого года в ходе операции «Железные мечи».
На вчерашней встрече с семьями погибших солдат и заложников Биньямин Нетаньяху, по словам её участников встречи, якобы заявил, что Тель-Авив не собирается покидать как минимум два коридора в Газе: Филадельфийский и Нецаримский – полоску земли в центре Газы длиной 6,5 км и шириной от 2 до 4 км, который делит сектор на южную и северную части.