Недавний резкий спад на фондовом рынке, начавшийся в США и прокатившийся по всей планете, может быть как итогом, так и началом.
Последние три года первая экономика планеты не только довольно успешно развивается, но и постоянно опровергает пессимистичные прогнозы экономистов. Она уверенно опровергала пророчивших ей рецессию экономистов… до 2 августа, делает оговорку New York Times, когда появились неожиданно слабые данные с рынка труда.
Неожиданный рывок безработицы спровоцировал в начале этой недели массовую распродажу акций и ценных бумаг инвесторами, встревоженными замедлением темпов развития экономики США.
Экономисты считают, что реакция инвесторов оказалась преувеличенной. С другой стороны, понять тревогу инвесторов нетрудно: количество новых рабочих мест в июле оказалось вторым от конца за много лет, а безработица – самой высокой с октября 2021 года – 4,3%.
Впрочем, те же самые экономисты, призывающие не преувеличивать значение отчета рынка труда за июль, соглашаются, что основания для опасений есть.
«Признаки ослабления рынка труда имелись еще до появления статистики по безработице», - объясняет главный экономист Джей Брайсон, который, тем не менее, ждет «мягкой посадки», при которой инфляция снизится без существенного замедления экономики.
Однако признаков того, что посадка может оказаться не такой мягкой, как надеются отдельные экономисты, с каждым днем все больше. Экономисты Goldman Sachs, например, оценили в прошлые выходные вероятность рецессии в 2025 году в 25%, что на 10% выше, чем до 2 августа.
Да и события, случившиеся в эту пресловутую дату, если и стали громом, то не среди ясного неба. Уже в конце июля начались распродажи акций, в основном – высокотехнологичных компаний, прервавшие некоторые триумфальные ралли и очень заметно сказавшиеся на фондовых индексах..
Американская экономика сейчас, похоже, окончательно лишилась запасов силы и прочности, которые помогали ей достаточно уверенно преодолевать потрясения последних лет и месяцев. Домохозяйства, например, лишились подушек безопасности и растратили деньги, полученные во время коронавирусной пандемии. Все больше проблем и меньше ресурсов и у бизнеса. С одной стороны, это не означает неизбежность рецессии, но с другой, делает текущий момент самым опасным за последние годы.
Что касается неспособности экономистов и экспертов делать правильные прогнозы, то между тем, что было раньше, и что есть сейчас, имеется одно большое отличие: раньше прогнозы делались в основном на основе исторического опыта и теоретических моделей, а сейчас – реальных данных реального замедления.
Сейчас все больше людей срывают сроки оплаты счетов по кредитным картам, взносов за машины, дома и т. д. К тому же, зафиксирован рост количества пособий по безработице. Расходы потребителей в целом остаются на достаточно высоком уровне, но появились признаки того, что потребители с низким уровнем доходов начали их снижать.
На данный момент наиболее убедительным и очевидным предупреждением и признаком предстоящих неприятностей являются данные с рынка труда за июль. Рост количества новых рабочих мест замедлился значительно сильнее, чем ожидали экономисты, и распространился на многие сектора промышленности. Рост же безработицы, третий, кстати, за четыре последних месяца, может даже свидетельствовать о том, что рецессия уже началась. Это следует из правила Сахмы, при котором скользящее среднее значение уровня безработицы за три месяца повышается по крайней мере на полпроцента по сравнению с минимумом за предыдущие 12 месяцев.
«С учетом того, что мы знаем или думаем, что знаем, Соединенные Штаты еще не в рецессии, - объясняет Клаудиа Сахм, сформулировавшая это правило. - Однако риск сползания в рецессию в предстоящие 3-6 месяцев, растет».
Нельзя сказать в то же время, что есть только плохие новости. Происходит ослабление инфляции, что дает ФРС больше причин для снижения ставки в случае дальнейшего замедления развития экономики.
Не удивительно, что глава Федрезерва Джером Пауэлл заявил на пресс-конференции на прошлой неделе, что банк может снизить ключевую ставку уже в сентябре. Причем, некоторые инвесторы даже считают, что ФРС может снизить ставку еще раньше.