Попытки Пекина перенаправить экспортные потоки на юго-восток и юг Азии встречают сопротивление местного бизнеса, опасающегося конкуренции со стороны китайской экономики.
Статистика за август из Китая одновременно и порадовала, и разочаровала: экспорт в последнем летнем месяце рос максимальными темпами почти за полтора года, а импорт не оправдал прогнозов и ожиданий. Рост экспорта эксперты объясняют желанием китайских производителей выполнить как можно больше заказов до введения тарифов против китайских товаров Америкой, Европой, Канадой и другими западными странами; а разочаровывающие данные по импорту – слабым внутренним спросом. Правительство пытается восстановить спрос внутри страны, но хочет избежать чрезмерной зависимости от экспорта для обеспечения нужного роста экономики.
Все попытки Пекина договориться с Брюсселем по вопросу тарифов на китайские товары закончились безрезультатно. Особенно «отличилась» в августе Канада, которая ввела 100-процентные (!) тарифы на китайские электромобили, а также 25-процентные тарифы на сталь и алюминий из КНР.
Пекин сейчас пытается перенаправить экспорт в Юго-Восточную и Южную Азию, но и этот процесс проходит далеко не так гладко, как хотелось бы китайцам. Например, Индия планирует поднять тарифы на китайскую сталь, Индонезия – на текстиль, а Малайзия начала антидемпинговое расследование по импорту пластмасс из Китая и Индонезии.
Разноплановая статистика подчеркивает серьезные вызовы, с которыми столкнулась в последнее время Поднебесная. Большинство экономистов сходятся во мнении, что главной причиной, тормозящей восстановление китайской экономики после коронавирусной пандемии, является продолжительный и очень сильный кризис на рынке недвижимости. Но конечно, причин намного больше, хотя остальные и не такие сильные, как проблемы в строительной отрасли. Так, исследование на прошлой неделе показало, что экспорт несмотря на обнадеживающие результаты в августе находится в депрессивном состоянии а отпускные цены – на минимуме за 14 месяцев. Причина, кстати, простая – производители снижают цены в поисках покупателей.
Стоимость исходящих перевозок в августе, по данным китайской таможни, выросла на 8,7% в годовом выражении, что является самым быстрым ростом с марта 2023 года. Это также значительно выше прогнозов, составлявших 6,5%.
Импорт явно подкачал и вырос в конце лета лишь на 0,5%, что значительно ниже 2-процентного прогноза. В июле, кстати, с импортом проблем не было: он вырос на 7,2%.
«Сильный экспорт и высокий профицит торгового баланса будут способствовать росту экономики в третьем квартале и по итогам года в целом,- приводит Reuters комментарий Чжоу Маохуа из China Everbright Bank.- Однако глобальные экономические и геополитические условия сейчас очень сложные, и китайскому экспорту приходится сталкиваться с многочисленными преградами и вызовами».
Экономисты предупреждают, что Пекин рискует не выполнить задачи по росту экономики на текущий год, если слишком сильно будет полагаться на экспорт. В результате растет давление на правительство с целью заставить его, как и раньше, оказать экономике в трудную минуту массивную помощь.