Росавиация опубликовало специальное предписание, в котором выразила обеспокоенность участившимися случаями касаний фюзеляжем воздушных судов взлётно-посадочных полос, известными как Tail Strike.
Согласно бюллетеню по безопасности полётов Росавиации, за первые восемь месяцев текущего года зафиксировано уже было зафиксировано шесть таких инцидентов, один из которых – серьёзный, передаёт портал «Авиация России».
Так, 18 августа при посадке в аэропорту Сочи самолёт В737 авиакомпании Smartavia ударился нижней частью фюзеляжа о ВПП с перегрузкой в 2,81g.
При этом статистические данные за последние годы показывают, что антирекорд 2024 года является повторением количества ударов о полосу 2019 года, тогда как в 2022 и 2023 годах таких инцидентов было всего по три за год.
Самое большое число касаний ВПП – 15 случаев за период с 2010 по 2024 год зафиксировано на лайнерах Boeing 737-800, в том числе 7 серьёзных инцидентов. Как правило, касание хвостовой частью фюзеляжа происходит во время взлёта, посадки или ухода на второй круг.
Анализ причин таких инцидентов говорит об ошибках лётного экипажа, индивидуальных особенностях техники пилотирования и недостаточном опыте.
Кроме того, в документе Росавиации отмечается, что в качестве способствующих факторов выделяется несоответствующая центровке самолёта установка стабилизатора перед взлётом, неправильный расчёт скорости подъёма передней опоры шасси, нестабилизированный заход на посадку и продолжение снижения вместо ухода на второй круг.
Касание фюзеляжем взлётных полос является следствием бокового и порывистого ветра, сдвиг ветра у земли, затянутого выравнивания и стремления выполнить очень мягкое приземление, а также неправильным парированием отделения от ВПП или чрезмерным темпом отклонения штурвала при уходе на второй круг.
В этой связи ведомство рекомендует авиакомпаниям проверить, насколько уделяется внимание пилотами-инструкторами правильным методам взлёта, посадки и ухода на второй круг в ходе тренировок и проверок лётного состава.
Помимо этого, необходимо пересмотреть программу анализа полётных данных, чтобы она учитывала фактические данные о событиях, создавших угрозу безопасности полётов, и исключила противоречия при определении показателей техники пилотирования.