Кризис автопрома в ФРГ, начавшийся с VW, разгоняется из-за проблем с тормозами и с Китаем у BMW.
Автовладельцы начинают забывать о не так еще давно высочайшем качестве немецких автомобилей. Однако проблемы немецкого автопрома ухудшением одного качества не ограничиваются.
В Германии и во всей Европе это становится новой темой для обсуждений – к кризису немецкого химпрома добавился кризис немецкого автопрома, одного из главных драйверов первой (пока еще) экономики континента. О проблемах Volkswagen AG (VW), связанных с первым почти в 90-летней истории компании закрытием заводов на территории Германии, на которых, кстати, работает почти 300 тыс. человек, «Монокль» уже писал. Речь шла о вероятным закрытии как минимум одного завода и одного предприятия по выпуску комплектующих. Сейчас к этим тревожным сообщениям добавилось еще одно.
Это новость о том, что автогигант планирует отменить и гарантии сохранения рабочих мест, которыми работники VW пользовались три десятилетия. Согласно этим гарантиям администрация не имеет права увольнять рабочих по производственным причинам. Теперь же, фактически, речь идет о разрыве VW с профсоюзами.
В свою очередь (которую, надо полагать, он бы охотно уступил кому-то еще) BMW AG предупредил акционеров об ожидаемом по итогам года снижении прибыли, вызванном технической причиной: отзывом полутора миллионов (!) автомобилей из-за проблем с тормозами. Естественно, акции компании на такой «оптимистичной» новости рухнули. «Оптимизм» акционеров и инвесторов усугубило сообщение BMW о снижении спроса на его автомобили в Китае, что способно резко снизить совокупные продажи и, как следствие, больно ударить по доходам и прибыли.
«Фольксвагенская» бомба о возможном закрытии заводов случайно или закономерно появилась на следующий день после разгрома правящей коалиции на земельных выборах в Тюрингии и Саксонии. Что же касается новости о скорой отмене гарантий для рабочих, то она, указывает Bloomberg, гарантирует автогиганту долгие проблемы в судах с профсоюзами. Провести это непопулярное решение будет нелегко, хотя бы потому, что в наблюдательном совете VW представителям работников принадлежит половина мест.
К тому же, у правительства Нижней Саксонии, которому тоже не нужны тысячи безработных, 20% акций автопроизводителя. Местные власти часто становятся на сторону профсоюзов и, наверняка, постараются максимально затруднить администрации VW выполнение этого решения.
Руководство VW объясняет и защищает свои планы по закрытию заводов падением продаж автомобилей. При нынешних продажах два завода фактически являются лишними, т.е. конвейер на них может быть временно или навсегда остановлен.
Проблемы BMW стали не менее сильным ударом по немецкому автопрому, потому что до осени 2024 года эта компания считалась одним из очень немногих «лучей света в темном царстве» кризиса промышленности Германии. Наибольших успехов BMW добился в секторе электромобилей. Достаточно сказать, что эта немецкая компания обошла даже Tasla и в июле возглавила европейский рейтинг по продажам машин, работающих на электричестве.
Между тем, в главном офисе BMW ожидают, что в этом году доходы будут существенно ниже прошлогодних, а операционная маржа снизится с прошлогодних 8% до 6%. Казалось бы, ничего особенно страшного. Но на бирже во Франкфурте, где торгуются акции BMW, к закрытию торгов они подешевели на 8,7%, в результате чего рыночная стоимость компании снизилась на 5 млрд евро.
Что касается проблем с тормозами, то они не критичны и практически не влияют на безопасность автомобиля, но водителю приходится сильнее давить на педаль тормоза при торможении. К тому же, по словам представителя BMW, эти проблемы несколько снижают эффективность ряда функциональных систем автомобиля.
Проблемные тормоза, о которых идет речь, их производитель – компания Continental, продает и другим немцким автопроизводителям, но проблемы с ними из-за особой конфигурации возникли лишь у BMW. Кстати, акции Continental после сообщения о проблемах с его тормозами рухнули на 10,5%. Снижение же акций VW оказалось довольно скромным по нынешним временам – 3,4%.