Ужесточение ДКП дорого обойдется бюджету и всей стране.
Банк России 13 августа поднял ключевую ставку до 19%, оправдав прогнозы большинства аналитиков. Решение казалось очевидным на фоне возобновившегося роста инфляции, с которой ЦБ упорно борется. Причем регулятор не исключает того, что в дальнейшем продолжит поднимать планку.
«Рост внутреннего спроса все еще значительно опережает возможности расширения предложения товаров и услуг. Требуется дополнительное ужесточение денежно-кредитной политики, для того чтобы возобновить процесс дезинфляции, снизить инфляционные ожидания и обеспечить возвращение инфляции к цели в 2025 году. Банк России допускает возможность повышения ключевой ставки на ближайшем заседании», – говорится в официальном пресс-релизе.
По мнению экспертов, может цель ЦБ и преследует благую, однако подобные решения также пойдут не «в плюс» как бизнесу, так и гражданам.
«Рост процентных ставок ударит по заемщикам, и более всего пострадают закредитованные компании. У населения также вырастет число банкротств и должно сократиться потребление товаров длительного пользования. В целом экономике предстоит период болезненного "охлаждения”», – рассуждает главный макроэкономист УК «Ингосстрах-Инвестиции» Антон Прокудин.
«Период высоких ставок может продолжаться на сроке от полугода и выше, пока инфляция будет оставаться выше прогнозов, заложенных в бюджет. Стимулировать экономику становится все сложнее, особенно на фоне одновременной задачи снижать инфляцию и поддерживать максимальную загрузку производственных мощностей», – добавляет управляющий директор инвесткомпании «Риком-Траст» Дмитрий Целищев.
Однако проблемы бизнеса и населения меркнут по сравнению с тем, каково придется самому государству, занимающему средства на рынке. Ведь согласно плану на 2024 год, Минфин через размещение ОФЗ должен привлечь чуть больше 2,6 трлн рублей.
«Государство должно как-то финансировать дефицит бюджета и погашения старых облигаций. Оно одновременно продает валюту и занимает средства на рынке, так как одна только продажа валюты привела бы к быстрому исчерпанию ФНБ и следовательно к потере гибкости при управлении бюджетом и госдолгом», – поясняет Антон Прокудин.
При этом, как отмечает к.э.н. заместитель начальника отдела аналитических исследований ИКСИ Вера Кононова, объективная необходимость в заимствованиях, направляемых на финансирование дефицита бюджета, сохраняется, несмотря на наблюдаемое в последнее время некоторое ускорение роста нефтегазовых и ненефтегазовых доходов федерального бюджета.
«Рост доходов, если он будет устойчивым до конца года, может снизить объем дефицита бюджета, однако это не снимает необходимости поддержки экономики. По сути, бюджетное стимулирование в виде субсидирования процентных ставок, финансирования инфраструктурных проектов, многих видов госзакупок и других мер является единственным доступным источником поддержки экономического роста. С учетом ожидаемого замедления роста экономики вследствие высоких процентных ставок, такие расходы сейчас не менее необходимы, чем ранее», – отмечает Кононова.
«Ситуация с дорогим заимствованием, к сожалению, не способствует укреплению экономики и повышению ВВП, следовательно стоит ожидать значительного замедления ее роста, стагнации отдельных отраслей, банкротств, повышения уровня безработицы в предстоящем году», – резюмирует Дмитрий Целищев.
Между тем, 11 сентября Минфин России разместил ОФЗ на рекордную сумму – почти 100 млрд рублей. Из них бумаги на 30,7 млрд – с постоянным купоном с погашением в мае 2040 года. Доходность по ним составила 15,98%. Остальные ОФЗ с погашением в августе 2037 года – в общей сложности больше чем на 67 млрд – с плавающим купоном. То есть, с привязанным к ключевой ставке.
По словам руководителя аналитического департамента AMarkets Артема Деева, размещение гособлигаций с переменным купоном более привлекательно для инвесторов, которые хотят минимизировать риски в условиях высокой ключевой ставки.
Государству же, как ранее отмечал министр финансов Антон Силуанов, это позволяет в перспективе сократить платежи по долгу, когда снизится ключевая ставка. Однако в текущей ситуации такие заимствования – отнюдь недешевое удовольствие.
Как отмечает Вера Кононова, расходы федерального бюджета на поддержание доступности заемных средств (а они включают субсидирование процентных ставок, купонных выплат по облигациям, лизинговых платежей, а также имущественные взносы в финансовые институты для целей расширения кредитования) в последнее время резко растут.
«Например, в 2023 году, согласно закону о федеральном бюджете, на обеспечение доступности заемных средств предполагалось выделить 593 млрд руб., однако по итогам 2023 года фактическая сумма таких расходов — согласно закону об исполнении федерального бюджета в 2023 году — составила 816 млрд руб. Плановый объем таких расходов на 2024 год, учетом уже внесенных с начала года изменений, составляет почти 1 трлн 34 млрд руб. С высокой вероятностью этот объем расходов к концу года также окажется повышен, даже несмотря на приостановку ипотечных программ. При этом бенефициарами этих средств фактически становятся не население и бизнес, а банки, получающие компенсацию разницы между рыночными ставками и установленной "льготной" ставкой», – указывает аналитик ИКСИ.
Да, как отмечает Дмитрий Целищев для госбанков ОФЗ сейчас, на фоне дефицита интересных корпоративных облигаций в сочетании со свободной ликвидностью – один из немногих доступных вариантов консервативных инвестиций.
Однако по мнению Артема Деева, сложившаяся ситуация несет в себе и определенные риски для них: «Заработки банков от покупки ОФЗ по высоким ставкам, могут принести доход. Однако затруднения могут возникнуть, если государство не сможет своевременно обслуживать свой долг. В долгосрочной перспективе высокая зависимость банков от госдолга может сделать финансовую систему уязвимой».
«Госдолг становится всё дороже из-за роста ключевой ставки, но его объем сравнительно мал — 16% от ВВП — поэтому его обслуживание остаётся небольшим как по отношению к ВВП, так и к доходам бюджета»,– считает главный макроэкономист УК «Ингосстрах-Инвестиции» Антон Прокудин.
Однако проблема все-таки есть: по словам Веры Кононовой, расходы на обслуживание госдолга растут даже быстрее, чем он сам.
Она указывает, что, согласно «Основным направлениям налоговой, бюджетной и таможенно-тарифной политики на 2024-2026 гг.», ожидаемый объем госдолга увеличится с 32,5 трлн руб. в 2024 г. до 40,1 трлн. руб. в 2026 г., и ежегодные темпы его увеличения составят 10-12%. Однако расходы на обслуживание госдолга, которые в 2023 г. составляли около 1,5 трлн руб., в 2024 г. должны составить уже почти 2,3 трлн руб., а к 2026 г. – 3,3 трлн. руб. В 2024 г. ожидается рост расходов на обслуживание госдолга порядка 50%, в 2025-2026 гг. – на 18-22% ежегодно.
«Складывается парадоксальная ситуация, — подчеркивает эксперт, — в целом государственный долг РФ по сравнению со многими развитыми экономиками остается весьма небольшим (порядка 18-20% ВВП в предстоящие годы), однако его обслуживание обходится крайне дорого».
По словам Артема Деева, в текущих условиях «подъемность» госдолга все-таки зависит от способности государства генерировать доходы. Однако, как бы они не росли, высокий уровень госдолга и расходов на обслуживание создает дополнительное давление на бюджет.
«Минимизация расходов на обслуживание госдолга – приоритет для Минфина», – резюмирует Деев.
Пока же получается замкнутый круг: Минфину нужно снижать расходы и стимулировать рост доходов. Но для этого нужны новые расходы. Разорвать эту цепочку мог бы ЦБ. Однако, несмотря на неоднократные заверения Антона Силуанова в том, что Минфин и Банк России работают «в сцепке», тот из проблем видит только инфляцию.