Германия: две недели плохих новостей

Правящая коалиция завалила не только политику, но и экономику и теперь расплачивается за это.

Читать на monocle.ru

События первой половины сентября показали, что опасения относительно состояния первой экономики Европы вполне обоснованны.

Выборы в восточных землях Тюрингия и Саксония в начале сентября показали, что авторитет и поддержка популистских партий среди немецкого электората растет, причем, растет стремительно. Правящая коалиция потерпела разгромное поражение, в результате чего правительству теперь будет труднее привлекать инвестиции.  

Буквально на следующий день крупнейший немецкий автопроизводитель, концерн Volkswagen AG, объявил об окончании действия соглашения с профсоюзами, действовавшего три десятилетия, и о вполне вероятном первом почти в 90-летней истории компании закрытии заводов на территории Германии, объяснив это снижением спроса.  

Дальше – больше. Сначала BMW понизил прогноз по годовой прибыли и отозвал полтора миллиона автомобилей из-за проблем с тормозами, что обойдется ему почти в миллиард евро; затем UniCredit SpA сильно удивил своих акционеров и федеральное правительство объявлением о покупке крупного пакета акций Commerzbank и доведении своего портфеля до внушительных 9%.

«Бесполезно что-либо приукрашивать: Германия отстает на международной арене,- цитирует Bloomberg президента Федерального объединения немецкой промышленности (BDI) Таню Гоннер, призвавшую к немедленному повышению конкурентоспособности немецкой экономики и ее перестройке.- Перемены дорого всем нам обойдутся: и экономике, и политике, и обществу, но если все оставить, как есть, то за это придется заплатить еще дороже».

Производственный сектор, основа экономики Германии, оказалась в глубоком кризисе из-за снижения спроса на немецкие товары в Китае, главном потребителе немецких автомобилей, оборудования и станков. В прошлом году инфляция атаковала немецкие домохозяйства и тем самым помогла ультраправым и ультралевым, подняв их авторитет и усилив популярность.

Среди крупных производителей больше всего от снижения спроса в Китае пострадал Volkswagen, для которого Поднебесная не одно десятилетие была главным рынком сбыта и источником доходов. Китайский рынок сохранил крайнюю важность для VW, но сейчас его доля на нем сократилась из-за яростной конкуренции местных автопроизводителей и Tesla Inc.

Те же проблемы у VW, на заводах которого по всему миру работает 600 тыс. человек, на европейском рынке. Достаточно сказать, что спрос на новые автомобили до сих пор не восстановился до допандемического уровня. К тому же, электромобили VW не пользуются особой популярностью у автовладельцев. Проблемы электрического отделения концерна усугубило и внезапное окончание федеральным правительством в прошлом году программы льгот для покупателей электрокаров.

«Настроение в автопроме быстро ухудшается,- заявила на прошлой неделе Анита Волфл из Ifo Institut.- Ожидания на следующие шесть месяцев крайне пессимистические».

Корпоративные проблемы в Германии не ограничиваются промышленностью. Далеко не все в порядке и в банковской системе, наглядным подтверждением чему является покупка UniCredit почти 4,5% акций Commerzbank, выставленным на продажу правительством, что сделало итальянский банк вторым по размеру портфеля акционером одного из крупнейших немецких банков.

Итальянцам теперь придется искать точки соприкосновения с другими крупными акционерами, включая федеральное правительство. Сделать это будет с учетом патриотических настроений в ФРГ будет непросто. Кстати, несмотря на заявление главы UniCredit Андреа Оркеля о том, что Берлин знал о покупке, в министерстве финансов Германии заявили, что для них это стало полной неожиданностью.

«Министр финансов Кристиан Линднер должен сделать все возможное, чтобы доказать, что Германия является благоприятным местом для бизнеса, и противостоять угрозе поглощения Commerzbank итальянским банком Unicredit»,- заявил президент профсоюза работников сферы общественного обслуживания Ver.di Франк Вернеке.

Мысли и пожелания, высказанные профсоюзным деятелем, наглядно проявились на земельных выборах в Тюрингии и Саксонии, где очень успешно выступили ультраправая «Альтернатива для Германии» (AfD) и новая левая партия Сары Вагенкнехт (BSW). Первая разгромила членов правящей коалиции, а от того, с кем согласится теперь заключить союз вторая, будет зависеть, какими будут правительства в этих двух восточногерманских землях.

Через неделю выборы в Бранденбурге, земле в самом центре Германии, окружающей Берлин. И в этой земле «альтернативщикам» прочат победу или, как минимум, второе место.