«Вопрос не в том, нужно ли это делать сейчас, вопрос в том, почему этого не было сделано раньше», — говорит один из экспертов. Но и сейчас речь пока только об эксперименте, который проводит ЦБ. Использование криптовалюты с международных расчетах чревато различными рисками, но, видимо, придется учиться их преодолевать.
Очередной шаг к использованию крипты как инструмента обхода санкций сделан. Напомним, в августе был принят закон, который позволил Банку России с 1 сентября запустить соответствующий эксперимент, а на прошлой неделе в СМИ появилась информация, что уже собрана и первая фокус-группа.
В ее состав вошли производители электроники, компании-члены Торгово-промышленной палаты (в первую очередь закупающие у Китая товары двойного назначения) и отдельные банки.
Сам эксперимент экономисты оценивают позитивно — но удивляются, почему это не было сделано раньше. «Нужно оттестировать подход на реальных сделках, — комментирует Антон Свириденко, исполнительный директор Института экономики роста им. П.А.Столыпина. — Но вопрос в сроках и расширении распространения <криптовалюты в расчетах>. Так, эксперимент по цифровому рублю закончится только в 2025 году, а когда он сможет использоваться во внешнеторговых сделках — пока непонятно. Эксперты предлагали эксперимент с криптой для внешних расчетов и пять, и три, и два года назад. Чем была вызвана позиция регуляторов отказаться от идеи — не очень понятно. Вопрос не в том, нужно ли это делать сейчас, вопрос в том, почему этого не было сделано раньше, когда все оттестировать все можно было в спокойной обстановке». Антон Свириденко также предполагает, что сам эксперимент, возможно, — это закрепление уже случившегося факта, а совсем не новшество: так как крипта уже вовсю используется для трансграничных расчетов. Технология все-таки победила умы чиновников.
«Что касается рисков — это налоговые вопросы и вопросы отмывания денег, для этого регулирование должно быть настроено как можно четче, но у нас все только начинается», — добавляет Свириденко.
Вадим Ковригин, доцент Российского экономического университета имени Плеханова говорит, что достоинства таких транзакций — в скорости и независимости от политики конкретных государств. Однако практика может оказаться совсем иной. «Экспериментальный правовой режим при отсутствии должной правоприменительной практики может допускать издержки в виде слабой защиты от неправомерных действий, — предупреждает ученый. — А сама правоприменительная практика может оказаться противоречивой и разные игроки на рынке могут ее по-разному трактовать».
Но самая главная проблема, по его словам — далеко не каждый зарубежный партнер будет согласен в качестве оплаты принимать криптовалюту. Курс крипты очень волатилен, а законодательство большинства государств в области оборота криптовалюты отсутствует, напоминает Ковригин.
Олег Николаев, член «Деловой России, генеральный директор ГК «Далпорт», считает, что использование криптовалюты в трансграничных расчетах — полезная инициатива, которая в условиях гиперсанкций для импортеров сильно облегчит расчеты с контрагентами. Риски здесь возникают для государства, которое может потерять контроль за платежами, плюс — расширяются возможности для вывода капиталов.
В ходе экспериментов ЦБ, надо полагать, поймет, как с такими рисками справляться, и все заработает..