Китайцы могут окончательно добить европейскую металлургию

Европейские металлурги просят Брюссель защитить их от коллег-конкурентов из Китая.

Читать на monocle.ru

Сталевары Старого Света обратились к еврочиновникам с мольбой о помощи. Они просят Еврокомиссию защитить их от китайских коллег-конкурентов. Металлурги из Поднебесной завалили Европу своей продукцией, которую они не могут реализовать на внутреннем рынке из-за существенного снижения спроса. КНР – крупнейший производитель стали на планете. На экспорт в этом году, по прогнозам, уйдет св. 100 млн тонн стали, максимум за последние 8 лет.

Как нетрудно догадаться, действуют китайцы по традиции при помощи демпинга – благодаря поддержке Пекина они продают сталь и чугун значительно ниже рыночных цен, что делает продукцию европейских металлургов, подчеркивает Financial Times, неконкурентоспособной. Кстати, кроме китайского демпинга, конкурентоспособность европейских товаров и изделий, включая, естественно, продукцию металлургической отрасли, существенно снижают и высокие цены на энергию, в которых в большой степени виновато как раз европейское начальство и власти на местах, добровольно отказавшиеся от дешевых российских энергоносителей.

Металлургическая отрасль требует от Брюсселя новой системы тарифов и пошлин, потому что иначе, по мнению европейских металлургов, противостоять девятому валу стали и чугуна из Поднебесной невозможно. Кстати, с 2018 года на континенте уже действуют ограничения на определенные виды стали, включая, естественно, и сталь из Поднебесной, но срок их действия истекает через два года. Европейские металлурги все равно жалуются, что китайский экспорт очень велик. Так, по крайней мере, утверждает финансовый директор крупнейшей в Европе металлургической компании ArcelorMittal Дженьюино Кристино. По его словам, в секторе сейчас сложилась такая же кризисная ситуация, как в 2015-16 годах. Тогда, кстати, в кризисе тоже обвиняли Китай.

«Европейская комиссия должна действовать решительно,- считают в немецкой металлургической компании Salzgitter.- Можно, например, прибегнуть к новой схеме тарификации и попытаться решить проблему, лежащую в основе всех неприятностей. Бороться необходимо с громадными избыточными мощностями китайской металлургии и металлургии ряда других стран».

Несколько стран уже предприняли меры против китайского стального экспорта, в т.ч. и Канада. В июле Вашингтон объявил о введении 25-процентных тарифов на любую сталь из Мексики, которая не была изготовлена не в Северной Америке. Имеется информация, что всерьез обеспокоились этим вопросом и в Дели.   

Импорт листовой стали и изделий из нее в Евросоюз в первые 4 месяца 2024 года, по данным Thyssenkrupp Steel, крупнейшего производителя стали в Германии, вырос на 30%.

Сталеварам сейчас приходится нелегко везде, но, по словам Кристино, европейским тяжело особенно из-за низкого спроса, дороговизны электроэнергии и роста импорта. В прошлом, хотя и недалеком, остались времена, когда Европа была не импортером, а экспортером стали.

Опыт борьбы с засильем китайских товаров и китайским демпингом у Европы имеется уже вполне достаточный. В ЕС проведено или находятся сейчас в процессе работы более 40 расследований случаев демпинга китайских товаров. Сейчас, например, проходит расследование по китайской жести, стальным башмакам гусениц и трубопроводной арматуры. Кроме китайской, Еврокомиссия расследует также экспорт стальных изделий из Индии, Египта, Японии и Вьетнама.

Несмотря на просьбы о помощи в Брюсселе, подчеркивает FT, не заметно особого желания лишний раз злить Пекин по стали. Дело в том, что Китай действует решительно и немедленно, как говорится дает сдачи: ответом на повышение тарифов на китайские электромобили стали зеркальные действия китайской стороны.