Проведя расширенный президиум Госсовета по развитию экспорта, президент, возможно, впервые публично расставил приоритеты таким образом: главное, для чего нужен экспорт, наряду с очевидными вещами, такими как экспортная выручка, это способность конкуренции российских компаний на мировых рынках служить «катализатором обновления нашей промышленности». Речь шла о об инструментах поддержки, преодолении характерных для нынешней ситуации сложностей, включая сложности с расчетами, и о новых как по географии (включая «новые-старые», нами подзабытые), так и по характеру рынках — «настоящих рынках будущего».
Накануне Владимир Путин провел расширенное заседание президиума Государственного совета «О развитии экспорта». Подчеркнув, что Россия остается важным участников международной торговли, он направил разговор в направлении дальнейших шагов по наращиванию экспортного потенциала российского бизнеса. Наряду с трудностями, перед ним, по словам президента, открываются сейчас и новые преимущества.
«Несмотря на объективные трудности, с которыми сейчас сталкивается российский бизнес, мы развиваем внешние деловые связи, расширяем их географию, укрепляем сотрудничество с предсказуемыми, надёжными партнёрами, которые, как и Россия, понимают свои национальные интересы, ценят взаимовыгодные торговые, производственные, кооперационные связи», — отметил Владимир Путин.
Сегодня, констатировал он, формируются настоящие рынки будущего, в основе которых – прочные, стратегические партнерства, принципы сложения экономических потенциалов и взаимного усиления роста. И «важно не только понимать эти тенденции, но и пользоваться преимуществами, экспортными возможностями, которые открываются перед нашим бизнесом, перед предприятиями. Нужно оказывать им содействие на всех уровнях».
Глава государства напомнил, что с 2001 по 2023 год объем несырьевого неэнергетического экспорта России вырос более чем в четыре раза – с 36 до 148 млрд долларов. За первые семь месяцев текущего года он продолжал расти и вырос ещё на 5% – до 89,8 млрд долларов. По некоторым направлениям – например, по поставкам продуктов питания – Россия уже вышла в число ведущих мировых экспортёров.
В Послании Федеральному собранию, а затем и в Указе о национальных целях развития был поставлен ориентир, а именно – к 2030 году увеличить несырьевой неэнергетический экспорт как минимум на две трети по сравнению с 2023 годом. «Это амбициозная цель, особенно с учетом вызовов, с которыми столкнулись наши компании за последнее время», — констатировал глава государства.
В числе этих вызовов президент указал сложность проведения расчетов. Стало сложнее как получить оплату экспортных поставок, так и рассчитаться за импортные товары. «В определенной мере нам удалось решить эту проблему. В прошлом году доля расчетов за российский экспорт в так называемых токсичных западных валютах сократилась вдвое. При этом доля расчетов в рублях во внешнеторговых операциях приближается к сорока процентам. С 2021 по 2023 год доля рубля в расчетах за экспорт выросла почти в три раза – до 39%», — отметил Владимир Путин.
Также за последние годы выросли расходы наших экспортеров на перевалку продукции, подорожал фрахт судов, страховка и так далее. Очевидно, что это оказывает прямое влияние на цену, а значит, и на конкурентоспособность отечественной продукции за рубежом.
«Нужно, — уверен президент, — бороться с логистическими барьерами для российского экспорта, обеспечивать транспортную связанность, что называется, от первого до последнего километра, и прежде всего с перспективными рынками Глобального Юга, Африки, Латинской Америки – собственно говоря, на самом деле традиционно наши рынки по сбыту нашей продукции там и находились <…> Для этого развиваются новые маршруты и международные транспортные коридоры, такие как «Север – Юг», коридоры в Азово-Черноморском и Восточном направлениях, а также Северный морской путь».
Третье — многие государства мира сегодня устанавливают высокий уровень тарифной защиты, далеко не со всеми партнерами отлажены механизмы защиты прав и капиталовложений российских инвесторов за рубежом. Однако еще одной сложностью является то, что «готовые, в том числе высокотехнологичные российские товары, известны в мире, как правило, в узких сегментах. При этом наши предприятия готовы производить большую линейку качественной, конкурентоспособной, экологичной продукции. Важно также ответственно и профессионально ее продвигать, чтобы о ней знало как можно больше потенциальных покупателей».
Российские товары, в первую очередь промышленные, с высокой добавленной стоимостью, должны быть не только узнаваемы, но и доступны для иностранных покупателей. «При этом подчеркну: главная цель – это, как ни странно, не просто увеличение тонн, кубометров поставок или даже сумм экспортной выручки. Главная цель в том, чтобы экспорт, конкуренция российских компаний на мировых рынках служили катализатором обновления нашей промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг, многих других отраслей, стимулировали рост эффективности отечественных предприятий, позволяли создавать современные, хорошо оплачиваемые рабочие места – именно у нас, в России. В этом конечная цель», — заключил глава государства.
Стереотип о том, что Россия может продавать только нефть и газ, давно в прошлом, отмечает председатель Магаданского регионального отделения «Деловой России», директор компании «Бизнес Индустрия» Юрий Агафонов. В Азии, Африке и Латинской Америке интересуются нашими продуктами сельского хозяйства, IT-технологиями, а популярные китайские блогеры снимают обзоры и «распаковки». К примеру, в России производится достаточно много высокотехнологичной продукции, которая используется у мировых брендов. Например, стекла Apple производятся в России, а дальше уже поставляются за рубеж (ставропольское предприятие «Монокристалл» — крупнейший в мире производитель искусственных сапфиров и изделий из них, используемых в частности компанией Apple — «Монокль»).
«Но помимо этого, нам важно продавать не только товары, но и узнаваемый образ, национальный бренд, — полагает эксперт. — А ещё — помогать перспективным игрокам выходить на внешние рынки. Для этого видится целесообразным повысить пошлины на импортные товары, которые уже научились делать в России. Полученные деньги направят на рекламу и льготные кредиты для наших производителей. Тогда они смогут создавать новые качественные продукты и рабочие места, чтобы потом выйти на международный уровень», — полагает эксперт.
Продвижение продукции отраслей промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг, IT-сферы, других высокотехнологичных и инновационных секторов экономики является основой для динамичного развития не только этих отраслей, предпринимателей, но и российской экономики в целом, добавляет Юрий Агафонов.
В целом, отмечает основатель транспортной компании «Капитал» Рамиль Хакимзянов, если мы говорим про гражданский сектор, то широкой известности российских товаров пока нет, но их присутствие есть.
Он отмечает, что выходя на внешний рынок «ты упираешься в местное законодательство, и там ты либо через дистрибьюторов работаешь, либо тебе дают прямые инвестиции сделать и основать производство в этой отрасли, нанять местных людей».
Предприниматель предлагает ввести «экспортный инвестиционный кредит», по сниженной ставке, дополнив его льготой по налогу на прибыль — при условии, что предприниматель за определенный период достигает ключевых показателей по экспорту.
«Развитие экспорта - это вызов не только для бизнеса или власти. Это вызов для всего нашего общества. Научиться производить лучше других, наладить сбыт по всему миру, сформировать привлекательный образ страны — задача титанического масштаба. Но решив ее, мы не только дадим мощный импульс нашей экономике. Мы обретем подлинную международную субъектность, без которой немыслимо достойное будущее в XXI веке», — заявил «Моноклю» заключает государствовед, доктор делового администрирования (MBA/DBA) по экономике и управлению Роман Синицын.
Частный инвестиционный консультант Андрей Кочетков обращая внимание на санкционные и тарифные препоны — «достаточно вспомнить историю отечественных антивирусных программ, которым фактически закрыли путь в Европу и прочие страны условного Запада», отмечает, что «с другой стороны, это послужило сигналом на покупку для тех стран, которые испытывают крайне низкое доверие к американской программной продукции».
Возможностями по экспорту технологичной продукции, помимо военной техники, он назвал потенциал по поставкам металлов и различных сплавов, перспективные области в текстильном производстве, «хотя тут потребуются новые разработки тканей, как, например, из конопли», и хороший уровень развития отечественной химии.
«Что-либо в сфере электроники нам предложить сложно, но это способно измениться через несколько лет, когда появятся в серии отечественные литографические установки для выпуска микрочипов», — добавил он, указав тем самым на весьма важный вид продукции, технологией изготовления которой Россия располагает, но наладить выпуск по различным причинами не получается. А надо! Это создаст большие возможности и для\ экспорта, и для импортозамещения и технологического суверенитета в целом.