В Пекине, похоже, не рады прыти китайской валюты, поднявшейся на действиях центробанка до 16-месячного максимума. Столь сильный юань невыгоден экспортерам Поднебесной.
Крупный пакет мер поддержки экономики, озвученный правительством КНР 24 сентября, привел к ралли на финансовых рынках и укреплению юаня. Причем, укрепился он почти до полуторагодичного максимума. Последний раз за доллар США давали, как сейчас, менее 7 юаней в мае 2023 года.
На этой неделе президент китайского центробанка, Народного банка Китая (РОВС), Пань Гуншэн объявил о снижении процентной ставки по семидневным операциям обратного РЕПО с 1,7% до 1,5%. Снижены, причем, до минимума с 2020 года, также размеры обязательного резерва, которые должны иметь банки на своих счетах.
Принятые меры, которые, между прочим, превзошли ожидания инвесторов и рынков, привели не только к ралли на рынках, но и помогли юаню совершить впечатляющий рывок. Вчера за доллар давали 6,9951 юаней, минимальную сумму за 16 последних месяцев. Всего же в этом году китайская валюта укрепилась по отношению к американской почти на 1,6%.
Впрочем, как отмечают эксперты, укреплению юаня поспособствовали действия не только китайского центробанка, но и американского – ФРС, который на прошлой неделе снизил ключевую ставку сразу на 0,5%. Такое крупное снижение оказало сильное давление на доллар, потому что снижение ставки снижает доходность долларовых активов.
В ожидании снижения ставки в Америке юань укрепляется с середины июня. В августе приток капитала в Китай, кстати, первый с июля прошлого года, достиг, по данным Macquarie Group, 7 млрд долларов. Кроме этого, экспортеры конвертировали в юани еще 37 млрд долларов, что является самой крупной суммой конвертации с сентября 2022 года.
Сильный юань говорит об уверенности китайцев в китайской экономике, но, по мнению многих специалистов, такой сильной китайская валюта будет оставаться недолго. Дело в том, что сильный юань делает китайский экспорт более дорогим и, соответственно, менее конкурентоспособным. С учетом же слабой уверенности потребителей и низкого внутреннего спроса, а также большого экспорта, кстати, главной основы всей китайской экономики, едва ли такой сильный юань устроит Пекин.
Как подчеркнули авторы аналитической записки в швейцарском банке Lombard Odier, существует «фундаментальное несоответствие» между сильным юанем и заслуживающей доверие рефляцией. Это несоответствие является серьезным вызовом, с которым столкнулась китайская экономика.
Правительство КНР, как счиатется, практически полностью контролирует юань. Так, Пань подчеркнул во вторник, что Китая не даст рынкам сформировать односторонние ожидания и проследит, чтобы китайская валюта не укрепилась чересчур сильно. По словам главы центробанка, его ведомство будет следить за тем, чтобы обменный курс между юанем и долларом находился на «разумном уровне».
По мнению начальника отдела китайской экономики в Macquarie Group Ларри Ху, возможности дальнейшего укрепления юаня сильно ограничены.
«Несмотря на то, что падающая ставка и доходность в США может заставить экспортеров конвертировать в юани как можно больше долларов, определяющим фактором для конвертации являются внутренний спрос в Китае и деловая уверенность, - объясняет Ларри Ху. - Едва ли РВОС хочет быстрого укрепления юаня, который невыгоден для экспорта, единственного сейчас светлого пятна в китайской экономике».