Клятва Макрона может быть нарушена

Неплохое, по мнению правительства, состояние французской экономики однако никак не поможет Мишелю Барнье решить проблемы с дефицитом бюджета.

Читать на monocle.ru

Новое правительство Франции предупредило, что дефицит бюджета увеличился значительно больше, чем прогнозировали экономисты, и пообещало прибегнуть к сильнодействующим мерам, чтобы вернуть доверие к французским гособлигациям. Борьба с высоким дефицитом бюджета станет, похоже, первой и приоритетной задачей министра финансов Антуана Армана и министра по делам бюджета Лорана Сен-Мартена. По крайней мере, в Национальной ассамблее, нижней палате французского парламента, от них уже ждут объяснений, как они планируют снижать дефицит бюджета, резко выросший во время политической неопределенности этим летом.

«Я пришел сюда для откровенного разговора,- начал свое выступление перед членами парламентского комитета по финансам Лоран Сен-Мартен.- Первая правда состоит в том, что в 2024 году дефицит бюджета согласно нашим последним расчетам может превысить 6% валового продукта страны».

Антуан Арман пообещал законодателям представить проект бюджета на 2025 год 9 октября. По его словам, главной задачей составителей бюджета является снижение расходов, которые выросли за последние 5 лет на 200 млрд евро. Он также сообщил, что договорился с Евросоюзом о задержке сдачи в Брюссель фискальных планов правительства до 31 октября.

«От этого бюджета будет зависеть доверие к Франции»,- цитирует Bloomberg министра по делам бюджета.

Доверие к французским ценным бумагам в последние месяцы резко снизилось. Это продемонстрировали на днях инвесторы, которые во время неопределенности с правительством после парламентских выборов активно избавлялись от французских активов.

Надбавка к доходности облигаций для компенсации дополнительных рисков приблизилась летом к максимуму со времен финансового кризиса. Глава французского центробанка Франсуа Вилльруа де Гало подчеркнул вчера важность взять дефицит бюджета под контроль, потому что на бондовом рынке с каждым днем все больше сигналов о росте рисков.

От нового правительства требуют немедленных решений. Находящийся под сильным давлением премьер Мишель Барнье прозрачно намекнул о повышении налогов на богатых и сокращении расходов. Эти заявления идут вразрез с пробизнесовскими обещаниями президента Макрона, который в последние месяцы неоднократно клялся не повышать налоги на бизнес и домохозяйства.

Что касается Лорана Сен-Мартена, то он сообщил законодателям, что обязательно детально обсудит с ними принципы справедливого налогообложения. Оба министра, пришедшие в парламент, подчеркнули, что приложат все силы для того, чтобы избежать повышения налогов на средний класс и бедные слои населения.

«Мы не будем правительством несправедливых налогов,- заявил министр финансов Арман,- но мы не можем не думать о чрезвычайных налогах на компании и тех французов, у которых имеются возможности помочь (государству)».

По словам Лорана Сен-Мартена, в отношении дефицита бюджета в 2024 году речь уже не идет, как совсем недавно, о 5,1%. При такой низкой собираемости налогов, как сейчас во Франции, 5-процентный дефицит уже стал нереальным. Многое, кстати, о положении дел в экономике Франции говорит тот факт, что сейчас рост обеспечивает главным образом экспорт, а не внутренний спрос.

Многие беды министр по делам бюджета Сен-Мартен объяснил решением президента Макрона провести внеочередные выборы в июне, которое заставило многие компании выжидать их результата и не инвестировать во французскую экономику. В этом году, кстати, ожидается, что расходы властей на местах превысят прогнозы приблизительно на 16 млрд евро.

Свое мрачное выступление Лоран Сен-Мартен несколько разбавил в самом конце ложкой меда, заявив, что экономика Франции находится в неплохом состоянии. Правительство также слегка подняло прогноз по годовому росту на текущий год с 1 до 1,1%. Правда, он тут же добавил, что это не поможет решить фискальные проблемы.

«Этот рост недостаточно велик, чтобы у нас было место для маневра по бюджету»,- закончил министр свое выступление.