Правительство Пятой республики возглавил политик, который несколько лет назад договаривался с британцами об условиях развода.
Президент Франции Эмманюэль Макрон, выждав «чеховскую» паузу, которая затянулась почти на два месяца, наконец назначил нового премьер-министра. Это 73-летний Мишель Барнье, возглавлявший делегацию Евросоюза на переговорах с Лондоном по брекзиту.
Правильность или ошибочность этого выбора покажет время, но уже сейчас его, как минимум, следует признать разумной попыткой успокоить бушующие несколько последних месяцев во Франции страсти. Отличительной чертой Мишеля Барнье является умение договариваться. И, по крайней мере на первых порах, он устраивает все или почти политические силы и партии в стране.
К слову, именно высокой вероятностью резких возражений правых на кандидатуру на пост премьера Люси Касте, выдвинутую еще в июле победившими на внеочередных парламентских выборах левыми, президент Макрон объяснил свой отказ ее назначить и последовавшие за ним долгие консультации со всеми политическими силами Пятой республики.
«Это назначение последовало после беспрецедентного цикла консультаций, в ходе которых президент в соответствии с возложенными на него конституцией обязанностями сделал так, чтобы между премьером и правительством существовали как можно более стабильные отношения», – говорится в заявлении канцелярии Елисейского дворца.
Теперь Эмманюэлю Макрону, который согласно конституции Франции возглавляет государство, является главнокомандующим вооруженными силами Пятой республики и назначает премьера, предстоит утвердить еще и выбранных Барнье министров, что будет для нового главы еще не существующего правительства непростой задачей и первой пробой сил на новом посту. Кстати, лишить высокого поста Мишеля Барнье может Национальная ассамблея, нижняя палата французского парламента, вынеся ему и его кабинету вотум недоверия и успешно по нему проголосовав.
Сразу после назначения Барнье премьер-министром глава Нацассамблеи Яэль Браун-Пиве созвал внеочередное заседание палаты, на котором новый премьер расскажет законодателям о своих задачах и приоритетах и ответит на их вопросы. Формирование нового правительства тоже может затянуться, потому что парламент Франции так же, как все французское общество сейчас разделен на три приблизительно равных лагеря: левых, центристов и правых.
Достижение между этими силами в главном законодательном органе Пятой республики согласия и баланса станет главным условием для Мишеля Барнье в успешном решении второй в хронологическом порядке и по важности после создания кабинета задачи, а именно утверждения в октябре бюджета на 2025 год. Эта задача не менее сложная, чем формирование правительства, если вспомнить, в каком трудном финансовом положении оказалась Франция в 2024 году.
Умение находить компромиссы, показанное Барнье на переговорах с Лондоном по брекзиту, может оказать ему неоценимую помощь, потому что ему придется показать в Национальной ассамблее все свое умение лавировать между фракциями с диаметрально противоположными позициями по таким важным для нынешней Франции вопросам, как, скажем, пенсионная реформа, которая была принята в прошлом году и вокруг которой до сих пор кипят страсти, или налоги и размер минимальной зарплаты.
Финансовые рынки внимательно следили за подковерной борьбой, которая шла в Париже два последних месяца. Еще до неожиданного решения Макрона в начале лета о роспуске парламента и проведении досрочных выборов, в центре споров и всеобщего внимания был бюджет, дефицит которого в 2023 году вырос до 5,5%. Столь высокий дефицит дал основания рейтинговому агентству S&P Global Ratings основания понизить кредитный рейтинг Франции, а Евросоюзу - инициировать процедуру принуждения Парижа выполнять все требования финансовой дисциплины.
«Рынки, вероятно, почувствуют облегчение от того, что Франция наконец получила новое правительство, – объяснил агентству Bloomberg Кристоф Ригер из Commerzbank, – но поскольку Барнье находился в тени после брекзита, мы должны сначала узнать его позицию по наиболее важным вопросам и понять, сумеет ли он выстоять против вотума недоверия без крупных уступок левым».
Мишель Барнье получит в наследство от временного правительства проект бюджета на 2025 год, главной задачей которого было снижение расходов и дефицита до 3% к 2027 году. Но конечно, новое правительство, даже взяв его за основу, внесет в него изменения. Париж обязан послать окончательный вариант нового бюджета в Брюссель уже в конце сентября.
Главным противником нового правительства в крайне важном сейчас для Франции вопросе финансовой стабилизации будет Новый народный фронт (NPF), альянс левых партий, созданный в июне накануне выборов и победивший на них, но лишь относительным большинством. Лидеры NPF крайне обижены на Макрона за то, что он отверг их предложение назначить премьером Люси Касте, и назвали это решение президента «отказом от демократии».
Несомненно, у нового премьера возникнут в парламенте проблемы и с правыми Марин Ле Пен. Напомним, что успех левых из народного фронта не помешал правому Национальному объединению резко увеличить свое представительство в новом составе французского парламента.
В предстоящих в парламенте жарких баталиях у Барнье, вероятно, будет лишь один ситуационный союзник – традиционные консерваторы, которые в нынешнем политическом ландшафте Франции сместились в центр. По крайней мере, для них Мишель Барнье, работавший в правительствах при Жаке Шираке и Николя Саркози, будет почти своим. Его, скорее всего, поддержат и центристские сторонники Эмманюэля Макрона, которые уже показали свою гибкость, пойдя на союз с правыми во время недавнего избрания президентом Национальной ассамблеи упомянутого выше Яэля Брауна-Пиве.