Старый Свет рискует со временем остаться вообще без производственного сектора. Но сектор туризма демонстрирует рост, причем впереди - Испания.
Самым, пожалуй, заметным на данный момент проявлением экономического кризиса, охватившего первую экономику Европы – Германию и в целом производственный сектор Европы, является новость о том, что Volkswagen рассматривает закрытие заводов на территории ФРГ впервые в своей почти 90-летней истории. Спад в экономике Европы оказался настолько сильным, что ЕЦБ, как сообщает лондонский Telegraph, даже заговорил о радикальной смене акцентов на континенте с производства на услуги и, в первую очередь, на процветающий сейчас туризм.
Европу и другие континенты завалили дешевые товары китайских компаний, с которыми, как выясняется, уже не могут конкурировать европейские производители, включая Германию. Так что призыв главного европейского банка переключить внимание на что-то другое, например, туризм, с которым в Европе все в порядке, выглядит вполне своевременным и не оторванным от реальности.
Германия, экономика которой стоит в основном на промышленности, находится, похоже, в состоянии перманентной стагнации и уже несколько лет не может отойти от обрыва, за которым скрывается рецессия. Доля еврозоны в глобальном экспорте товаров уменьшается уже не первое десятилетие, но после 24 февраля 2022 года кризис усилился. Особенно впечатляет рост цен на энергию в Старом Свете: если до пандемии они были почти вдвое дороже, чем в США, то в 2022 году разрыв вырос до пяти с лишним раз. Даже сейчас, когда цены снизились, стоимость электроэнергии на восточном побережье Атлантики почти в 4 раза выше, чем на западном.
Естественно, говорить в такой ситуации о какой-то конкурентоспособности европейской экономики глупо и смешно. В Германии дело зашло так далеко, что крупнейшие компании все больше инвестируют деньги не в немецкую экономику, а в экономики других стран, в том числе и в китайскую. Так, крупнейший в мире химический концерн BASF расширяет сейчас свои предприятия в китайской провинции Гуандун. Причем, размер инвестиций – 10 млрд евро – крупнейший за всю полуторавековую историю немецкой компании.
На фоне постоянно снижающегося в Старом Свете производства особенно выгодно смотрится сектор услуг и, особенно, как уже говорилось, туризм, которые стремительно набирают обороты. По словам Матеу Эрнандеса из Tourisme de Barcelona, до 90-х годов прошлого века Барселона страдала от спада экономики. Ситуация изменилась после летней Олимпиады, которая прошла в этом испанском городе в 1992 году.
«Барселона сумела побороть деиндустриализацию за счет сектора услуг и туризма,- говорит Эрнандес.- Они позволили Барселоне остаться живым и процветающим городом».
Туризм позволил остаться живой и процветающей не только одной Барселоне, но и всему королевству. В этом году рост испанской экономики составит, по последним прогнозам Организации экономического сотрудничества и развития (OECD), 2,8%. Это вдвое выше, чем в соседней Франции, и даже выше, чем в США (2,6%), экономику которых постоянно приводят в пример на Западе.
Германия выглядит рядом с Испанией совсем бледно, что непривычно. В то время, как спрос на немецкие товары упал, количество интуристов в Испании сейчас настолько велико, что местное население требует защитить от них испанцев, испанский рынок и окружающую среду. Дело дошло до того, что туристический лозунг «Посетите Барселону» в этом году в Барселоне заменили на «Это Барселона».
Конечно, Испания является наиболее заметным примером происходящего в Европе перехода, грубо говоря, от производства к туризму, но эти процессы происходят везде и в той же Германии, хотя, конечно, и не в таких масштабах, как на Пиренейском полуострове. Чего стоит хотя бы включение закрытой угольной шахты «Цольферайн» в Эссене, когда-то крупнейшей в стране, в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, который популярен у туристов.
Туристический сектор Германии сейчас на третьем месте по численности занятых в нем людей и уступает только здравоохранению и розничной торговле. Численность рабочей силы в туризме ФРГ в прошлом году выросла, по данным Société Générale, на 23 тыс. человек. Конечно, этого мало, чтобы компенсировать 123 тыс. потерянных рабочих мест в производстве Германии, но все же свидетельствует о том, что туризм стремительно развивается даже в Германии и что спрос на туристические услуги растет.
Хотя, пожалуй, полный переход от производства к туризму для промышленно развитой Германии представляется чересчур радикальным.
Не все соглашаются с этим переходом и в Испании. Так, профессор экономики в университете Балеарских островов Алекс Кальверас Маристани считает, что рабочие места в туристическом секторе далеко не всегда являются хорошей заменой мест рабочих мест в производстве.
«Верно, испанская экономика растет в основном благодаря повышению глобального спроса на туристические услуги, - объясняет он,- но необходимо учитывать и производительность труда с зарплатами. Много работ (в туризме) отличаются невысокими зарплатами и не требуют высокой квалификации».