Изготавливаемый по инновационному отечественному методу подшипник, разработанный с целью заместить импорт из США, сделает революцию на мировом рынке.
Московское НПО «Керамет» запустило в Перми производство гидродинамических подшипников скольжения с композитным покрытием. До 2022 года этот вид подшипников, который используют в оборудовании для добычи нефти и газа, а также в энергетическом машиностроении, в Россию поставляла американская компания Waukesha Bearings. Новая разработка не уступает американской по качеству, а по такому параметру, как отвод тепла из зоны трения, влияющему на износостойкость, превосходит ее. Кроме того, наш подшипник получился в 10 раз дешевле любого зарубежного. Разработчик подал заявку на патент.
Как рассказал исполнительный директор «Керамета» Сергей Нагавкин, весь проект, «если считать с первой детали», они вели пять лет. Завершить его помог льготный кредит от Фонда развития промышленности на 100 млн рублей, полученный в декабре прошлого года. Компания купила в Китае недостающее оборудование — всего на 130 млн рублей и вскоре наладила производство.
Революционное снижение стоимости подшипника достигнуто за счет применения порошковой металлургии и горячего автоматического прессования — это ускоряет производство в разы по сравнению с фрезеровкой. Кстати, имеющиеся на предприятии четыре печи, каждая мощностью 120 кг заготовок в час, уникальны сами по себе. Это аппараты еще советских времен, которые разработчик оснастил современной автоматикой.
Кроме того, созданы новые материалы: сплав на основе порошков железа и меди, шликер на основе железа — для «склеивания» порошков путем инфильтрации, и композитное полимерное покрытие на основе полиэфирэфиркетона (ПЭЭК), превосходящее зарубежные аналоги по отводу тепла.
Мощность линии — до 6 тыс. единиц в месяц позволяет удовлетворить потребности внутреннего рынка. После регистрации патента в «Керамете» планируют также начать экспортировать инновационную продукцию на рынки Казахстана, Ирана и стран Ближнего Востока. «Для американцев это будет бомба», — убежден Сергей Нагавкин.