Последней на данный момент обранкротившейся крупной европейской фирмой стала в первой декаде октября шведская компания по производству аккумуляторов, вслед за тем, как в сентябре в Великобритании прекратила деятельность известная верфь. . Нелегко всем, но впервые за много лет компании севера Европы чувствуют себя хуже «южан».
Таким же мощным, как в третьем квартале 2024 года, кредитное давление на производственные компании Европы было разве что в разгар коронавирусной пандемии в сентябре 2020 года, считают авторы исследования юридической компании Weil, Gotshal & Manges (WGM). Неутешительный для европейских производителей вывод они сделали на основании Европейского кризисного индекса Weil European Distress Index (WEDI), который отслеживает условия на финансовом рынке и сравнивает их с показателями компаний.
Но для самих европейских производственных компаний этот вывод не стал неожиданностью, потому что год назад картина была точно такой же, напоминает Bloomberg.
Едва ли кого-то удивил и еще один вывод исследования WMG в 2024 году – что тяжелее всего приходится сейчас производителям Германии.
Ситуацию для производителей, по мнению авторов исследования, сильно осложняет «геополитическая динамика» с постоянно высокими ценами на энергию, которые особенно сильно бьют по энергоемким секторам немецкой промышленности, таким, как химическая отрасль или автопром. Еще одним важным фактором является низкий спрос на промышленные товары в Китае, в недавнем прошлом главном импортере немецких машин и оборудования.
«Эти факторы сейчас носят не только циклический характер,- подчеркивают авторы исследования. – Они все больше переходят в разряд структурных проблем и начинают представлять все более мощный и долгосрочный вызов восстановлению (производственного) сектора».
Как уже упоминалось выше, проблемы производственного сектора Европы множатся уже как минимум второй год, но особенно резко корпоративный стресс усилился в июле-сентябре 2024 года. Это выражается в банкротствах европейских компаний и массовых увольнениях.
В качестве примера в исследовании приводится немецкий автогигант Volkswagen AG, объявивший о готовящемся закрытии двух автозаводов на территории Германии. Это первое подобное событие в почти 90-летней истории компании.
А в сентябре объявила о банкротстве и одна из крупнейших британских судостроительных верфей Harland & Wolff, известная, кстати, как строитель «Титаника». Это крупнейшее предприятие с более чем 150-летней историей расположено в Северной Ирландии.
Последним же в хронологическом порядке банкротством крупной европейской компании стало заявление о банкротстве шведского изготовителя аккумуляторов Northvolt AB 8 октября. Примечательно, что причиной банкротства шведы назвали снижение спроса на электромобили.
Самым мощным корпоративный стресс оказался в третьем квартале не только в Германии, но и в Великобритании. На туманном Альбионе бизнес с тревогой ждет в конце октября первый бюджет нового правительства.
Авторы исследования WGM также отмечают, что дела у производителей на юге континента, например, в Испании и Италии, идут лучше, чем у северян.
Еще одним из немногих положительных результатов исследования является незначительное улучшение ситуации на европейском рынке недвижимости. Впрочем, утешение это слабое, потому что несмотря на него европейский рынок недвижимости остается самым кризисным и проблемным и опережает по этому критерию даже производственный сектор.