Снижение цен на нефть может стать для них трамплином

Цены на нефть с началом недели ушли ниже уровня, который можно считать фундаментальным. На первом плане среди влияющих на нее факторов геополитика, что не оригинально, и конкуренция прогнозов по спросу, где в непривычной для себя роли пессимиста выступила ОПЕК. Но есть еще такое более долгосрочное обстоятельство, как запасы.

Примечательный монумент "Пересечение нефтепроводов" в американском городе Кушинг, ставшим одним из основных торговых хабов для сырой нефти в этой стране.
Читать на monocle.ru

Под рынок подведена мина

Цены на нефть упали с почти 78 долларов за баррель в начале недели до уровня ниже 74 долларов, то есть почти на 3,50 доллара за баррель. Покупателей успокоила информация о том, что, как пишет например лондонская Guardian, премьер Израиля Нетаньяху заверил Белый дом, что его страна не будет наносить удары по иранским экспортным нефтяным терминалам и/или ядерным объектам. На цены охлаждающе подействовали и прогнозы слабенького мирового спроса из-за вяловатого роста экономики Китая.

Международное энергетическое агентство (МЭА) снизило свой прогноз роста мирового спроса на нефть на текущий год до 860 тыс. баррелей в сутки, и это на 40 тыс. баррелей в сутки ниже предыдущего прогноза. Это тоже повлияло на то, что цены на нефть упали более чем на 4%, приблизившись к двухнедельному минимуму:

Brent подешевела на 4,14%, до 74,25 доллара за баррель, а WTI — на 4,4%, до 70,58 доллара за баррель.

По прогнозам J.P. Morgan Commodities Research, средняя цена нефти марки Brent в четвёртом квартале 2024 года составит 80 долларов за баррель, в 2025 году — 75 долларов за баррель, но к концу года снизится до 60 долларов за баррель.

Там, впрочем, обращают внимание на то, что мировые запасы сырой нефти в настоящее время составляют 4,4 млрд баррелей — самый низкий показатель с января 2017 года и заметно ниже прошлогоднего уровня, а тогда Brent торговалась по 92 доллара за баррель. При этом в странах ОЭСР запасы нефти и жидких углеводородов находятся ниже средних значений за пять лет, а вот запасы нефти на хабе в американском Кушинге сильно истощены по стандартам последних 15 лет.

Правда, на будущий год на рынке в J.P. Morgan ожидают профицита, несмотря на то, что та же МЭА прогнозирует рост мирового спроса на нефть на 1 млн баррелей в сутки, причем этот прогноз примерно на 50 тыс. выше, чем опубликованный месяцем ранее.

Как бы то ни было, в сырьевом подразделении инвестбанка рассуждают так: «Учитывая ожидания переизбытка предложения на рынке в 2025 году, потребители нефти пока предпочитают ждать, что приводит к отклонению цены нефти от справедливой стоимости. Однако изменение ситуации на Ближнем Востоке может привести к необходимости более срочного пополнения запасов, что приведет к возвращению цены нефти к фундаментальному уровню».

То есть, под рынок подведена пороховая мина в виде низких запасов, правда, порох слегка отсырел от ожиданий профицита нефти, но если к нему поднесут ближневосточный фитиль, то «жахнет» все равно.

При этом, как отмечает ниже один из экспертов, пока все указывает на то, что в 2025 году в двух ведущие экономики, от состояния которых зависит мировой спрос на энергоресурсы, деловая активность будет расти, а это позитивно для рынка сырьевых товаров, включая нефть.

Цены уже корректируются вверх 

Триггером к снижению нефти стала статья Washington Post, в которой утверждается, что Израиль не будет атаковать нефтяные объекты Ирана, рассказывает эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Людмила Рокотянская. Конечно, отмечает она, никто наверняка сейчас не знает, как дальше будет развиваться конфликт на Ближнем Востоке. Но ясно одно — нефть сейчас может быть крайне волатильной именно на таких геополитических новостях. Любое резкое заявление видного политика может снова разогнать котировки к 80 долл. за баррель.

«Если отвлечься от проблем Ближнего Востока, то настроения относительно экономических факторов сейчас довольно пессимистичные, — указывает эксперт. — Например, Citi в своем базовом прогнозе вообще ждет нефть ниже 70 долл. за баррель в начале следующего года. Но, думаю, что пока строить прогнозы рано. Нужно будет внимательно наблюдать за динамикой Brent после выборов в США. С точки зрения технического анализа, котировки Brent сейчас тестируют район пробитого нисходящего сопротивления уже в качестве поддержки. Если этот ретест пройдет успешно, то во второй половине месяца сможем увидеть повторную волну роста к 80 долл. за баррель».

В целом, отмечает Людмила Рокотянская, фундаментальный расклад по нефти на следующий год не так уж и плох. Во-первых, ФРС все-таки смогла охладить экономику без сползания в рецессию и уже приступила к циклу снижения ставок. Китай всеми силами старается стимулировать свою экономику. Пока неизвестно, насколько заявленные меры помогут, но направление действий в целом понятно. Это две ведущие экономики, от состояния которых зависит мировой спрос на энергоресурсы. Пока все указывает на то, что в 2025 году деловая активность в США и Китае будет расти, а это позитивно для рынка сырьевых товаров, включая нефть.
 
Пока, отмечает, в свою очередь, Николай Переславский, руководитель отдела экономических исследований CM Service, опасность разрастания ближневосточного конфликта по-прежнему сохраняется. Трейдеры ждут ответных действий Израиля против Ирана после ракетного удара на прошлой неделе. Анонсированный ранее возможный удар по Ирану и его ответ держали нефтяной рынок в напряжении и стимулировали рост котировок нефти. 

Таким образом, подтверждает эксперт, на первый план возвращаются фундаментальные риски, связанные с ростом либо сохранения спроса на нефть. На этом фоне следует учитывать риски, связанные с опасениями инвесторов относительно восстановления экономики Китая и возможным началом рецессии в экономике США. На минувших выходных был анонсирован пакет дополнительных мер денежно-кредитной политики для поддержки экономического роста КНР без указания общего объема стимулирования. Низкий экономический рост в Китае и недостаточность его финансового стимулирования вызывают, полагает эксперт, сомнения относительно восстановления экономики страны. 

Снижение ФРС США 17–18 сентября 2024 года учетной ставки на 50 базисных пунктов до уровня 4,75–5,25% годовых показывает желание регулятора оживить крупнейшую экономику мира и отойти от опасной черты перехода к рецессии, отмечает Николай Переславский.

При этом ОПЕК в своем последнем ежемесячном докладе снизила прогноз по мировому спросу на нефть: на 80 тыс. барр./ сутки — в оставшийся период 2024 года и на 110 тыс. барр./сутки в 2025 году. По прогнозу ОПЕК, спрос на нефть в мире в 2024 году составит 104,14 млн барр./сутки, в 2025 году — до 105,78 млн барр./сутки. Россия в сентябре месяце сохранила добычу нефти на уровне 9,001 млн барр/сутки.

В ближайшие 12 месяцев, предполагает эксперт, цена нефти марки Brent будет вблизи 70 долл. за баррель при условии, что иранскому экспорту не помешает конфликт с Израилем. «Однако, — полагает Николай Переславский, — если Израиль все же решит нанести контрудар, то дальнейшая динамика цен на “черное золото” будет определяться масштабом последствий для поставок иранской нефти на мировой рынок. В этом случае котировки могут подскочить до 80 долларов за баррель. Уже сегодня цены на нефть повышаются, корректируясь после 4%-ного снижения по итогам предыдущей сессии. На лондонской бирже ICE Futures по данным на 8:15 по московскому времени цена составила 74,52 долл. за баррель».