Предложение о «каботаже» встречает критику, при этом указывается на альтернативные возможности решения проблемы, не отбирающие рынок у отечественных авиакомпаний. Но судя по всему, положение с авиапарком у них весьма сложное, а перед тем, как оно начнет улучшаться, будет еще более трудный период.
Как следует из слов министра транспорта России Романа Старовойта, которые приводит портал «Авиатранспортное обозрение» (ato.ru), российское правительство ведет переговоры с дружественными странами о приглашении иностранных перевозчиков для выполнения, так называемых каботажных внутрироссийских рейсов.
Как поясняется, эта мера предпринимается для обеспечения роста авиаперевозок в условиях нехватки авиапарка у отечественных авиакомпаний не хватает.
«Например, мы с Казахстаном ведем переговоры», приводит авиационный портал со ссылкой на агентство «Интерфакс» слова Старовойта из разговора с журналистами в кулуарах XI Международной специализированной выставки «Дорога 2024» в Екатеринбурге 16 октября.
Казахстан пока только рассматривает это предложение, поскольку также сталкивается с нехваткой мощностей из-за резкого роста собственного пассажиропотока.
Предложение о «каботаже» встречает критику, при этом указывается на альтернативные возможности решения проблемы, не отбирающие рынок у отечественных авиакомпаний.
«Я знаю, что оно [решение о каботаже] обсуждается на очень высоком уровне, в очень высоких кабинетах», подтвердил факт переговоров за два до этого на конференции Air Travel Sochi 2024 главный эксперт «Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации» (ГосНИИ ГА) Федор Борисов, но назвал это решение худшим из всех возможных.
По его мнению, пишет ato.ru, лучшим вариантом может стать мокрый лизинг самолетов у иностранных перевозчиков, поскольку в этом случае доходы от эксплуатации останутся в стране.
При этом он отметил, что как показал летний сезон 2024 года, российские перевозчики действительно приблизились к пределу своих возможностей. По прогнозу ГосНИИ ГА, пассажиропоток российский авиакомпаний в этом году вырастет на 6,3%, до 112 миллионов человек, однако он может снизится до 95,1 миллиона пассажиров в следующем году и до 91,2 миллиона в 2026 году. Ожидается, что он восстановится до почти 127 миллионов пассажиров в 2030 году, но все равно останется ниже уровня 2019 года.
Этот прогноз основан на динамике перевозок за январь-август и учитывает, что до конца десятилетия российские авиакомпании спишут 56% самолетов иностранного производства. На эти воздушные суда сейчас приходится около 90% российского пассажиропотока.
«Это то, что у нас может быть, если мы не сможем в оперативном времени разрешить те базовые проблемы с флотом», — предупредил Федор Борисов.
Российские власти, уточняет «Авиатранспортное обозрение», одобрили мокрый лизинг с 1 сентября, но только между отечественными перевозчиками. Тем не менее, глава группы «Аэрофлот» Сергей Александровский еще в начале сентября заявил, что компания предложила разрешить мокрый лизинг самолетов и у иностранных операторов. Это, по его словам, позволит быстро расширить провозные емкости для международных рейсов.
Для выполнения чартерных рейсов иностранные авиакомпании уже привлекают российские туроператоры. Казахстанская SCAT Airlines начнет с конца октября возить туристов из Екатеринбурга и Новосибирска в Камбоджу с дозаправкой в казахстанском Таразе, поскольку прямых рейсов между Москвой и Пномпенем нет.
Борисов, как сообщается, предложил также, чтобы российское правительство помогло решить проблему авиапарка, создав специальное агентство или лизинговую компанию для покупки иностранных самолетов на вторичном рынке.
«У нас нет на ближайшее время альтернативы, кроме закупки воздушных судов иностранного производства», — считает этот эксперт.