Туризм Москвы увеличивает каждый вложенный рубль минимум вдвое: как работает мультипликативный эффект отрасли

Мультипликативный эффект — понятие, которое показывает совокупное влияние отрасли на экономику. Мультипликатором в экономике называют то, насколько увеличился конечный доход относительно первоначальных вложений.

Смотровая площадка PANORAMA 360
Читать на monocle.ru

На примере развития сферы путешествий в столице можно проследить, насколько высоким мультипликативным эффектом обладает туристическая индустрия сегодня и что это значит для города и бизнеса.

Вовлекая 50 отраслей

«Туризм — та индустрия, которая обладает одним из самых больших мультипликаторов. Он сравним с показателями таких серьезных сфер, как капитальное строительство или транспорт. Как туризму это удается? Все благодаря синергии и смежным отраслям, ведь для разработки качественного туристического продукта нужны усилия и вклад разных сфер — от ИТ до маркетинга, от транспорта до технологий искусственного интеллекта. Сейчас туризм как сектор экономики Москвы объединяет более 50 отраслей», — объясняет начальник управления программно-целевого планирования Комитета по туризму города Москвы Ольга Нечаева.

Туризм создает дополнительный спрос для столичной экономики. В Москве к 1 рублю валового дохода исключительно от турбизнеса добавляется еще 1 рубль дохода от других сфер, участвующих в процессе организации туристического продукта. Так получается, что мультипликатор равен минимум двум: на рубль от туриндустрии получается 2 рубля общего вклада в экономику.

«Согласно проведенному в 2022 году исследованию Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», 1 рубль добавленной стоимости в туризме в Москве создает 0,4 руб. ВДС (валовой добавленной стоимости) напрямую и 0,4 руб. — в результате роста в смежных отраслях. По данным исследователей НИУ ВШЭ за 2020 год, мультипликатор туризма оценивается даже выше, чем мультипликатор такой масштабной отрасли, как строительство», — рассказывает директор центра Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Ляйля Синятуллина.

Измеряют не только финансовые мультипликаторы. Этот показатель может быть применим и к трудовой занятости в сфере, и к объему налогов. Туризм – это рабочие места. Мультипликатор занятости и самозанятости туризма в Москве превышает 2,5: это значит, что одно рабочее место в отрасли создает еще 1,5 рабочего места в смежных отраслях.

«Вклад той или иной отрасли экономики в ВВП и ее влияние на экономику в целом является важным показателем при определении приоритетов развития и принятии решений, предполагающих расходование бюджетных средств. Туризм с этой точки зрения может выступать одним из приоритетов на всех уровнях. По расчетам НИУ ВШЭ на основе данных 2020 года, доля туризма в суммарном ВВП России составила 2,1%, а с учетом закупок смежных отраслей достигла 6,4%. Поэтому реализация национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» на федеральном уровне и инициативы Правительства Москвы по развитию туристической индустрии города, очевидно, будут иметь позитивное влияние на экономику», – добавила Ляйля Синятуллина.

Как это работает: фестивали и форумы

Один из самых показательных сценариев, где можно наблюдать мультипликативный эффект, — событийный туризм. Во время значимых мероприятий активизируется деятельность не только отелей, кафе, культурных учреждений, но и других сфер — например, уличных ярмарок, организации мероприятий, производства сувениров. Аналитики Мостуризма подсчитали, что средний дневной расход туриста составляет 7,5 тысячи рублей (включая траты на транспорт, проживание, еду и досуг), а участника событий — 1,5 тысячи рублей (расходу на еду, развлечения, сувениры и другие покупки). 

Даже те, кто приезжает в город на мероприятие одним днем, без ночевки (такой тип гостей города называют экскурсантами) с высокой долей вероятности воспользуется городским транспортом, зайдет в кафе или ресторан, совершит покупки. Таким образом, среднедневной расход такого гостя составляет 15,1 тысячи рублей. 

Не менее заметный мультипликативный эффект характерен и для делового туризма, ведь приезжая на бизнес-мероприятие — выставку, конференцию или форум, гости обязательно хотят познакомиться с городом поближе. Если учитывать, что деловые туристы оставляют в городе, как правило, в 1,5–2 раза больше денег, чем обычные путешественники, и около 40% деловых туристов впоследствии возвращаются, то экономика города остается в существенном выигрыше. 

Комитет по туризму города Москвы формирует актуальное информационное поле о динамике развития туризма в городе. Турпоток в столицу за 2023 год составил 24,5 миллиона туристов и приблизился к допандемийным показателям. Поступления в бюджет города оцениваются в 178 млрд рублей – на эти средства можно построить порядка 70 школ или 16 км новых линий метро.