Поступающие из КНР статистические данные носят как уж почти привычно негативный, так и позитивный характер, причем во втором случае «плюсует» целый рад показателей.
В третьем квартале китайская экономика еще больше замедлила ход. Но это не все, что можно сегодня сказать о её состоянии.
ВВП Китая вырос в июле-сентябре, по данным Национального управления статистики КНР, на 4,6% в годовом выражении. Это самые медленные темпы с марта 2023 года.
Но во втором квартале рост был немного выше — 4,7%.
Появилась статистика и за 9 месяцев: в январе-сентябре 2024 года рост составил 4,8%. Это нижняя граница поставленной Пекином на 2024 год цели: годового роста экономики в районе 5%.
«Это (результаты III квартала) затрудняет решение задачи достижения роста в 5%, если нынешняя тенденция (замедления) сохранится и в конце года, — цитирует Bloomberg президента и главного экономиста Pinpoint Asset Management Чживэя Чзана. — Поэтому Политбюро и решило стимулировать рост экономики».
Пекин объявил в конце сентября крупный пакет помощи экономике, в который среди прочего вошли снижение ключевой ставки центробанком и меры поддержки рынка недвижимости, уже три года находящегося в глубоком кризисе. Теперь Постоянный комитет китайского парламента (ВСНП) должен утвердить дополнительный бюджет, а также выпуск и продажу гособлигаций для финансирования объявленной помощи.
Рынки и инвесторы встретили меры поддержки с воодушевлением. Не удивительно, что многие крупные банки, включая Goldman Sachs Group Inc., пересмотрели прогнозы по росту китайской экономики в сторону повышения.
Китайский руководитель Си Цзиньпин призвал правительство и чиновников сделать в четвертом квартале все возможное для достижения целевого роста по итогам года. Наблюдатели обратили внимание на то, что с призывом ускорить рост экономики Си обращается в октябре уже второй раз.
Экономисты призывают Пекин увеличить расходы потребителей, чтобы избежать спирали падения цен, снижения доходов бизнеса и сокращения рабочих мест. До сих пор власти не торопились напрямую помогать потребителям, чтобы они увеличили свои расходы.
Перед Пекином стоит одновременно простая и сложная задача. Простая, потому что хорошо известен главный тормоз роста экономики – сильно просевший после 2021 года рынок недвижимости. А сложная – потому что три года усилий властей исправить ситуацию оказались безуспешными.
Конечно, нынешние меры поддержки должны помочь, однако только время покажет, хватит ли их для стабилизации обстановки и устойчивого роста. Первые признаки улучшения уже появились, но как долго они будут действовать, сейчас пока неизвестно.
Среди первых признаков улучшения ситуации можно назвать рост в третьем квартале промышленного производства, составивший в годовом выражении 5,4% при прогнозе в 4,6%. Розничные продажи выросли на 3,5%, хотя экономисты прогнозировали им рост на уровне 2,5%. Инвестиции в основной капитал за 9 месяцев 2024 года увеличились на 3,4% при прогнозе в 3,3%. Безработица в городах в сентябре снизилась с августовских 5,3% до 5,1%.
Среди наиболее удручающих минусов экономисты называют продолжение спада в секторе недвижимости. Объем инвестиций в сектор в январе-сентябре 2024 года снизился на 10,1% по сравнению с тем же периодом времени прошлого года.