Молдавский референдум о вступлении в ЕС принес неожиданный сюрприз – 55% жителей страны высказались против вступления их страны в ЕС.
Затем поступили данные из заграничных избирательных участков, и в конечном итоге молдавским властям удалось «натянуть» нужный им результат – за вступление в ЕС проголосовало 50,46%, против 49,54 %, а разрыв составил менее 14 тысяч голосов.
Правда при этом преимущество при голосовании получили молдаване, живущие в Европе или Северной Америке, а не в России. Например, в Италии временно проживают около 200 тысяч граждан Молдавии, и в этой стране было открыто около полусотни избирательных участков. А для полумиллиона молдаван из России работали лишь два участка с 10 тысячами бюллетеней.
Не существует одной, отдельно взятой причины. Прежде всего, стало понятно, что Молдавию там не ждут – еще год назад президент Европейского совета Шарль Мишель призвал быть готовыми к расширению Евросоюза после 2030 года.
Газета Financial Times подсчитала, что в случае принятия в ЕС всех кандидатов за исключением Турции согласно действующим бюджетным правилам Брюсселю придется дополнительно выделить 257 млрд евро в течение первых трех лет. Кроме того, пришлось бы существенно сократить субсидии на сельское хозяйство для всех стран ЕС, поскольку у стран-кандидатов агропромышленный комплекс занимает существенную долю в экономике. Таких денег в бюджете ЕС нет и не предвидится, а попытка увязать принятие в ЕС новых членов с урезанием существующих сельхоз субсидий наверняка натолкнулась бы на вето со стороны Польши, Венгрии и ряда других стран.
За прошедший год экономическая ситуация в Евросоюзе лишь ухудшилась, а экономика Германии впала в рецессию, что сделало вероятность расширения ЕС еще меньше, а шансы щедрые на субсидии для новых членов свело к нулю.
Для жителей Молдавии постепенно развеялась сказка о Евросоюзе как о месте, где все бедные по мановению волшебной палочки превращаются в богатых. Опыт соседней Румынии с ее относительно невысоким по европейским меркам уровнем жизни и депрессивными сельскими районами прозрачно намекает на роль Молдавии в ЕС. И дело не в том, что молдаване не хотят уровня жизни как у румын, проблема в том, что Румыния за 17 лет пребывания в ЕС не смогла приблизиться по уровню жизни к Франции или Германии, а значит и Молдавия, вероятнее всего, не догонит Румынию.
Кроме того, за последние три года на граждан Молдавии отрезвляюще, особенно зимой, подействовали новые цены на российских газ. Если при президенте Игоре Додоне (он поддерживал хорошие отношения с Москвой) они составляли 176 долларов за тысячу кубов в 2020 году, то при прозападной Майе Санду взлетели почти в три раза.
Таким образом, «европейский выбор» Молдавии – это гарантированная невозможность ступить в ЕС в обозримой перспективе, и издержки в виде высоких цен на энергоносители и проблемы с доступом на российских рынок.
Следующей страной, где будет проверен на прочность миф о европейском «райском саде», будет Грузия. 26 октября там пройдут парламентские выборы. ЕС крайне недоволен правящей партией «Грузинская мечта», которая, по его мнению, слишком лояльно относится к России и принимает слишком консервативные законы. Поэтому Брюссель даже объявил о приостановке евроинтеграции Грузии.
Фактически ЕС выдвинул грузинским гражданам ультиматум – либо «Грузинская мечта», либо евроинтеграция. Таким образом, выборы в Грузии станут своеобразным референдумом, на котором избиратели решат, что им важнее – политическая сила, обеспечивавшая в течение 12 лет мир и процветание, или обещание о вступлении в туманной перспективе в ЕС.