Театральные премьеры в ноябре

В последний месяц осени столичные театры представят зрителям много новых работ, мы постарались выбрать наиболее заметные, отвечающие почитателям различных жанров.

Читать на monocle.ru

В честь 225-летия со дня рождения А. С. Пушкина на Основной сцене Театра на Таганке состоялась премьера спектакля «Пиковая дама» режиссера Дениса Азарова по мотивам самого загадочного и мистического произведения классика.

 Может ли стремление к жизни быть опасным для жизни? Герои спектакля проживают ту жизнь, где в венах кипит кровь, а все желания возводятся в абсолют. Они устраивают бунт против природы, жадно желают большего, даже если у них уже есть всё, и готовы восстать против циничного и безжалостного мира, где роль в жизни предопределена с рождения.

Это экспериментальная, ироничная постановка о самом важном — о жажде жизни, которая заставляет действовать, ошибаться, сгорать, воскресать и снова желать жить. На сцене сплетаются триллер, нуар, комедия и драма, сопровождаемые специально созданным музыкальным кодом в стиле электро-рок и синти-поп на стихи Пушкина.

 Денис Азаров, режиссер: “Пиковая дама —  это поле для фантасмагории, поле для поиска. Это мир, в котором переплетаются обыденность и мистический злой рок. В этом творческом поиске мы создали новый оригинальный текст, где впервые оживают такие персонажи, как Тройка, Семёрка и Туз — три маленьких чёртика. Они словно проводники между миром реальным, и миром, где правит Пиковая Дама.”

 

Когда: 9 ноября и 26 ноября

В Театре сатиры премьера спектакля «Игроки» режиссера Альберта Хасиева.

Мир фантасмагории, обмана и иллюзий, созданный Николаем Гоголем, погружает зрителя в историю искусного карточного шулера Ихарева, который становится жертвой собственного мошенничества.

Маленький провинциальный человек стремится достичь высокого положения в обществе. И ради своей мечты он готов пойти на что угодно. Даже поступиться моральными ценностями.

Отдельным действующем лицом постановки станет пластика, с помощью которой не только в переносном, но и в прямом смысле будут раскрыты карты сюжета и ходы игроков.

Режиссер и постановочная команда постарались передать таинственную атмосферу интриги и детектива. Герои существуют на сцене сразу в нескольких плоскостях: одна их грань, яркая и острая, видна зрителю с первого появления, но каждый из них по ходу действия раскрывает другую сторону характера, некий скрытый подтекст.

Когда: 1 и 2 ноября

Российский государственный академический молодежный театр (РАМТ) представляет премьеру спектакля «Остров Сахалин», в основу которого легли путевые заметки А.П. Чехова, сделанные им после путешествия на остров Сахалин летом-осенью 1890 года.

В путевых заметках о путешествии на закрытый остров-колонию нет и следа художественности Чехова-прозаика. Слог сжатый и холодный рисует документальную картину жизни на сахалинской каторге в мельчайших нюансах, в суровых цифрах статистики. Но как в этом наборе фактов, неоконченных разговоров, брошенных фраз обнаружить театр? Как за деловитостью тона книги дать почувствовать зрителю «опечаленное и негодующее сердце писателя»?

Режиссёр- постановщик Олег Долин добавляет к тексту архивные документы и личные письма. Но не самого Чехова, а письма семьи к нему. Это сторонний голос людей сочувствующих, переживающих за родного человека, который заплатит гибельную цену своим здоровьем за три месяца сахалинского исследования.

Олег ДОЛИН: «Меня завораживал совершенно другой Чехов, который предстает перед нами в «Сахалине». В центре есть герой, он неподвижен. А вокруг него, в калейдоскопе наблюдений, крутится каторжный остров».

Когда: 23 и 30 ноября

В  Московском драматическом театре имени А.С. Пушкина премьера спектакля «Плохие хорошие» по мотивам пьесы Оскара Уайльда «Веер леди Уиндермир» в постановке художественного руководителя театра Евгения Писарева. Премьера назначена на 25 декабря– день 110-летия Камерного театра, предшественника Театра Пушкина.

 Поддавшись сплетням, леди Маргарет Уиндермирначинает подозревать мужа в измене. Однако тот не только отказывается развеять эти подозрения, но и приглашает на светский приём по случаю дня рождения жены загадочную миссис Эрлин, о которой говорят все…

 Классик британской литературы высмеивает нравы светского общества, в котором под маской добродетели скрывается тщеславие, где высоко ценится искусство сплетни, а чувства оказываются разменной монетой.

 Евгений Писарев (режиссёр): «Меня поразило, как сатирическая комедия Уайльда, высмеивающая светское общество Англии, парадоксально перекликается с нашими псевдоэлитарными кругами, где места для искренности и настоящих человеческих отношений остается катастрофически мало. Эта история актуальна и в наши дни».

Когда: 21 и 22 ноября

Премьера в Малом театре- спектакль  «Бесприданница» А. Н. Островского, в постановке Александра Вельмакина, участника первой режиссёрской лаборатории «Постигая Островского».

Начальнику репертуарной части императорских театров П.С. Фёдорову, отправляя рукопись «Бесприданницы», Островский писал: «Этой пьесой начинается новый сорт моих произведений». «Бесприданница» действительно явила собой необычную и новаторскую пьесу. В ней драматург уловил дух времени – его болезненность и напряжённость.

«Эта пьеса не была воспринята современниками Островского, и до сих пор в ней есть нечто такое, что не получается разгадать. Для меня в Островском – какая-то тайна. «Бесприданница» из всех его пьес – таинственный кристалл. Есть сказки о любви, а здесь любовь “не проходит медные трубы”», – режиссёр Александр Вельмакин.

Когда: 1 и 27 ноября

«Зачем живем? Зачем страдаем?» Свой вариант ответа дает повзрослевшая героиня чеховских «Трех сестер» Наталья Прозорова. В Новом Театре под руководством Эдуарда Боякова состоится премьера спектакля «Розовое платье».

Спектакль по пьесе Наталии Мошиной – своеобразное продолжение классической пьесы А.П. Чехова «Три сестры».

Действие происходит в 1932 году – спустя 30 лет после времени создания и действия пьесы Чехова. Главная героиня – Наталья Ивановна Прозорова, жена Андрея и невестка сестер Прозоровых – Ольги, Маши и Ирины. В постановочной традиции русского и советского театра Наталья Ивановна предстает провинциальной мещанкой, которая цинично вытесняет из генеральского дома его интеллигентных хозяек. В спектакле образ Натальи Ивановны переосмыслен. Ее жизнь, судьба, мотивации – все оказывается совершенно иным. В ином свете видится и сама чеховская история: герои "Трех сестер" предстают в спектакле на пороге страшных событий, перед началом революции и гражданской войны.

Авторы спектакля деликатно относятся к чеховскому пространству, создавая при этом свой чеховский мир, в котором Наташа оказывается единственным живым персонажем среди большой семьи Прозоровых. Семьи, которая не умеет любить, сопереживать, радоваться и каждый день ждет завтра, чтобы начать жить.

Эдуард Бояков, режиссер:

«Здесь мы видим персонажей «Трех сестер» глазами Наташи, кстати, принадлежавшей к тому же сословию, что и сам Чехов, который, как известно, не был дворянином в отличие от героинь «Трех сестер». И мы вдруг понимаем, что у этих героинь нет детей, нет семей, нет верности, нет веры, нет любви… И это ошеломляет, потому что сам Чехов видит их именно такими».

Когда: 2, 16 и 28 ноября

Театр «ШКОЛА ДРАМАТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА» представляет премьеру

«ДУШЕЧКА» по рассказу А.П.Чехова

Замысел рассказа «Душечка» Чехов вынашивал десять лет, об этом свидетельствуют его записные книжки. В итоге в небольшой рассказ он сумел уложить историю длиной в годы, наглядно изобразив драму человека приятного, но пустого, подверженного чужому влиянию.

Обретет ли душечка настоящий смысл жизни или же будет бесконечно продолжать поиски? Будет ли у героини шанс обрести самодостаточность, которая спасет ее от мучительного одиночества? Проблема отсутствия собственного «я»и в отношениях, и в жизни гораздо актуальнее, чем, кажется на первый взгляд.

В спектакле участвуют актриса и актер, которые исполнят сразу несколько ролей.

Артем Черкаев, режиссер, автор инсценировки:

«Этот спектакль подобен крику души, в котором чувства героини будут обнажены, словно электрические провода с поврежденной изоляцией. Спектакль говорит со зрителем на языке символов. От бытового плана мы переходим к плану условному. Страдания души, помимо боли и мук, которые были переданы актрисой, также нашли свое отражение в литературно-художественном воплощении.Такой подход помогает лучше понять ее и раскрыть образ. В основном сцены построены не на самом тексте, а на ощущениях, рожденных этим текстом, рассказывающем о том, что происходит».

Когда: 31 октября, 1 ноября

На сцене «Чердак Сатиры» спектакль «Чистый понедельник» от режиссера Евгения Закирова. Это история о счастье, потерях и любви - трагичной, красивой и мимолетной. О потерях и о том, что даже в самый темный момент жизни можно найти свет и надежду.

Спектакль «Чистый понедельник» создан по мотивам рассказа Ивана Бунина из сборника «Тёмные аллеи». Два молодых героя находят любовь: цветы, рестораны, театры, прогулки. Все рассыпается в первый понедельник Великого поста, Чистый понедельник, символизирующий не столько скорбь, сколько очищение души, начало чего-то нового: она уходит в монастырь, он погружается в тоску.

Действие разворачивается в наше время. Но время, о котором говорит главный герой, вымышленное, имеющее сказочный и мистический оттенок. Погруженный в собственные мысли и воспоминания, он пытается найти ответы на вопросы, которые терзают его душу. Что такое настоящая любовь? Муки, пытки, ужасы, потери, расставания, но ведь все-таки — счастье.

Когда: 16 ноября