От Нового банка развития ждут действий по формированию внедолларовой денежной системы. Дело это оказалось небыстрым и на саммите им тоже занимались не залихватски: «Мы с коллегами договариваемся и пытаемся сейчас создать рабочую группу на базе Нового банка развития БРИКС, с тем чтобы создать механизмы эффективного, надежного инвестирования в эти страны», – сказал на пресс-конференции по итогам второго дня Казанского саммита Владимир Путин. – «Вот по этому пути и пойдем».
Еще в самом начале казанского саммита БРИКС Владимир Путин встретился с президентом Нового банка развития Дилмой Роуссеф.Этот банк, охарактеризованный президентом РФ как «хороший, перспективный и развивающийся институт», в обиходе часто называют просто Банком БРИКС.
В ходе разговора с Дилмой Роуссеф Владимир Путин напомнил, что с 2018 года банком профинансировано 100 проектов на 33 млрд долларов. «Увеличение расчетов в местных валютах позволяет снизить плату за обслуживание долга, повысить финансовую независимость стран – участниц БРИКС, максимально снизить геополитические риски, избавить, насколько это возможно в сегодняшнем мире, развитие экономики от политики», – констатировал он.
«Сейчас мы видим, как объединение БРИКС проходит один из новых этапов своего становления. Считаю, что БРИКС также может включать и другие страны Глобального Юга, чтобы мы могли определить новые сферы сотрудничества, новые направления сотрудничества, новые области. В этой связи как расширение БРИКС, так и концентрация нашего внимания на обеспечении необходимого финансирования проектов в странах Глобального Юга являются приоритетом», – отметила, в свою очередь, Дилма Роуссеф.
И, как заявил на пресс-конференции по итогам второго дня саммита в Казани Владимир Путин, Россия предложила продлить мандат Бразилии в руководстве Нового банка развития, который истекает в 2025 году, сохранив пост его президента за Дилмой Русеф, С июля 2025 года, согласно принятыми странами-учредителями банка правилам ротации, возглавить НБР должен был представитель России.
«Россия предложила продлить председательство в этом банке Бразилии и президента банка госпожи Русеф», - сообщил президент РФ, указав на то, что эта страна «в следующем году принимает у нас эстафету и будет вести БРИКС».
«Ну и не буду скрывать, – добавил он, – исходя из того, что мы знаем, какая обстановка складывается вокруг России, и не хотим все проблемы, которые с этим связаны, переносить на институты, в развитии которых мы сами заинтересованы. Со своими проблемами будем справляться и справимся сами».
Дилма Русеф возглавила банк в марте 2023 года, сменив своего соотечественника, чьи полномочия Бразилия решила прекратить досрочно.
В ходе пресс-конференции по итогам саммита Владимир Путин рассказал и другие подробности о том, как повлиял на будущее НБР казанский саммит: «Мы с коллегами договариваемся и пытаемся сейчас создать рабочую группу на базе Нового банка развития БРИКС, с тем чтобы создать механизмы эффективного, надежного инвестирования в эти страны. И, полагаю, от этого выиграют все: и те, кто инвестирует, и те, кто получает эти инвестиции. Потому что будут создаваться новые производства, которые будут давать отдачу и возврат полученных инвестиций. Для этого нужно создать инструменты, которые не были бы подвержены внешним рискам и прежде всего по политическим соображениям. Думаю, это вполне можно сделать. Вот по этому пути и пойдем».
В целом с необходимостью развивать работу своего банка согласились все лидеры стран организации. «Использование национальных валют для торговли, новых банковских платформ, цифровых валют, укрепление Нового банка развития и резервных соглашений на случай непредвиденных обстоятельств могут создать лучший мир для всех, к чему мы все стремимся», — заявил президент Ирана Масуд Пезешкиан, чьи слова приводит РИА Новости.
Странам БРИКС необходимо создать альтернативные денежные отношения, речь о замене национальных валют не идет, заявил президент Бразилии. Он подчеркнул при этом, что НБР «создавался именно взамен тем банкам, которые не выполняли свои намерения», — отметил Лула да Силва.
«Необходимо теперь создать альтернативные денежные отношения между нашими странами. Мы не говорим о замене нашей внутренней валюты. Но когда мы говорим о многополярном мире, мы должны создать финансовую систему, мы должны серьезно обсуждать эту тему», — сказал он, добавив, что «технически ожидания невозможны, необходимо решать».
Цель НБР – финансирование инфраструктурных проектов и проектов устойчивого развития в государствах БРИКС и развивающихся странах. В число инвесторов входят Алжир, Бангладеш, Бразилия, Китай, Египет, Индия, Россия, ЮАР, Объединенные Арабские Эмираты и Уругвай. Уставной капитал составляет 100 млрд долл., а штаб-квартира находится в Шанхае.
Как сказано на сайте банка: «Новый банк развития (НБР) — многосторонний банк развития, созданный Бразилией, Россией, Индией, Китаем и Южной Африкой (БРИКС) с целью мобилизации ресурсов для проектов в области инфраструктуры и устойчивого развития на развивающихся рынках и в странах с формирующейся рыночной экономикой».
Соглашение о создании НБР было подписано лидерами стран в ходе 6-го саммита БРИКС в Форалезе (Бразилия).
Указывается также, что «в 2021 году Совет управляющих НБР одобрил прием Бангладеш, ОАЭ, Египта и Уругвая в семью НБР, что ознаменовало начало расширения Банка как глобального многостороннего института».
Новый банк развития сегодня является драйвером развития БРИКС, уверен Юрий Агафонов, председатель Магаданского регионального отделения «Деловой России». Пока вопрос создания единой валюты еще обсуждается, говорит он, а финансировать и запускать общие инфраструктурные проекты необходимо уже сейчас следует рассмотреть двухконтурную систему, при которой средством международных расчетов служили бы «переводные рубли» (или рупии, или реалы и т.д.). А для обслуживания "внешнеторговых контуров" национальных валют пригодилось бы создание клирингового центра, который и станет буфером между покупателями и продавцами, площадкой конвертации и секьюритизации валютных активов всех стран-участниц.
Клиринговый центр при Банке БРИКС — это своего рода центральный контрагент, который выступит покупателем и продавцом в каждой сделке, поясняет Юрий Агафонов. У него должны быть открыты корреспондентские счета в российских и зарубежных банках под каждую валюту (или ее «внешнеторговый» вариант). И, как центральный контрагент на финансовом рынке, он возьмет на себя риски по сделкам, которые заключаются во время биржевых торгов. При этом клиринговый центр выступает посредником между продавцами и покупателями: они заключают сделки не между собой, а с ним.
«Многосторонний клиринг существенно упростит странам БРИКС задачу по балансировке экспортно-импортных потоков. Будет обеспечена гибкость при использовании новых расчетных единиц, что не только обезопасит финансовые расчеты и снизит влияние санкций, но и будет важным промежуточным этапом к появлению внутри БРИКС уже единой расчетной единицы», — уверен эксперт.
Реальное влияние Нового банка развития будет складываться, из ряда факторов, считает Артем Деев, руководитель аналитического департамента AMarkets. Во-первых, давление. Можно обложить санкциями отдельно взятую страну, ее национальную платежную систему, ее институты организации. Однако с юридическими лицами с международным статусом дело обстоит иначе. В этом смысле мудрым выглядит решение властей обратить себе на пользу членство в БРИКС и вместе с тем отстранение, по крайней мере формальное, от управленческих решений - в том отношении, что председательство в НБР планируется вновь передать представителю Бразилии.
Во-вторых, продолжает эксперт, страны-члены БРИКС стремятся создать систему, которая была бы независима от западных объединений и институтов. И банк выступает только частью этого большого механизма наряду с BRICSPay и инвестплатформами, создание которых проанонсировано на высшем уровне. В-третьих, действительно стоит цель усилить глобальную дедолларизацию. Однако этот процесс естественный, который начался еще лет 10-15 назад.
«От доллара в пользу национальных валют уместно отказаться там, где страны несут финансовые потери на конвертации просто за пользование долларом. Это способствует в том числе укреплению нацвалют и росту спроса на них. Однако там, где операции удобнее проводить в долларах, лучше так и сделать (например, при покупке оборудования или лицензий на американском рынке). Оптимизацией расчетов в том числе займется НБР».
«До уровня ЕЦБ или ЕБРР Новый банк развития вряд ли поднимется, —полагает эксперт, — но, насколько нам известно, такой цели не стоит (как и о создании валюты БРИКС). Первоочередная задача — обеспечить бесперебойный, независимый и безопасный коридор для финансовых расчетов», — он.
Как напоминает политолог, глава коммуникационной группы «Влияние» Никита Донцов, изначально ключевыми сферами финансирования для НБР были определены городское развитие и ЖКХ, транспортные проекты, телекоммуникации, зеленая энергетика. Спустя десять лет цели могут быть скорректированы: сегодня наиболее актуальной задачей может стать система конвертации национальных валют — фактически, обменный центр, с понятными курсами и без проблем с транзакциями между странами.
Эта модель была бы востребована в международных расчетах, особенно в отношениях с Россией. «Страны БРИКС пока не готовы к единой валюте, и таких планов на сегодняшний день, но возможностей для развития бесшовной финансовой системы на основе этого банка действительно много. Логично и решение России не принимать руководство банком, а продлить мандат бразильского председателя банка — чтобы избежать избыточного санкционного давления на банковские структуры, дать время окрепнуть этому финансовому институту и защитить от возможного распространения вторичных санкций ЕС и США», — указывает Никита Донцов.