По данным ведомства, в аграрном секторе страны сформировался дефицит техники.
Для нормальной работы агропромышленного комплекса ему необходимо иметь в своем распоряжении парк тракторов в объеме 494,3 тыс. единиц, комбайнов – 176,5 тыс. Однако в наличии у аграриев тракторов меньше на 65 тыс., а комбайнов на 34 тыс. штук.
Такие цифры приведены в материалах с предложениями о внесении изменений в «Стратегию развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса на период до 2030 года», которые подготовило министерство сельского хозяйства страны. С документами ознакомилось агентство «Интерфакс».
Как отмечается, при этом доля тракторов, срок эксплуатации которых превышает 10 лет, превышает половину парка, составляя около 53%, а среди зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов процент такой техники – 45% и 44% соответственно.
«Для сохранения темпов обновления парка техники и снижения техники, эксплуатируемой свыше 10 лет, требуется ежегодное обновление на уровне 10% от числа имеющихся в наличии самоходных машин и других видов техники», – считают в Минсельхозе.
Безусловно, нехватка необходимой техники снижает эффективность сельского хозяйства страны, напрямую влияет на объем производства. Вместе с тем, как известно, согласно поручению президента, к 2030 году агропромышленный комплекс должен нарастить выпуск продукции на четверть.
Представитель ассоциации «Росспецмаш», которая объединяет в том числе и производителей сельскохозяйственной техники, на соответствующий запрос «Монокля», отметил, что на российском рынке сегодня нет дефицита предложения сельхозмашин. Более того, склады дилеров, наоборот, затоварены. Причина – снижающийся спрос.
Все дело в том, считают в ассоциации, что текущий уровень доходности аграриев не позволяет им своевременно обновлять парк техники.
«Российские производители сельхозтехники выпускают продукцию в большинстве ключевых сегментов и осваивают новые узкие сегменты. Мощности отечественных предприятий недозагружены. При соответствующем платежеспособном спросе сельхозмашиностроители будут только рады существенно нарастить выпуск продукции, для этого у них имеется необходимый ресурс и компетенции», – утверждают в «Росспецмаше».
За восемь месяцев этого года отгрузка сельхозтехники российскими производителями по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилась. Так, зерноуборочных комбайнов ушло потребителям на 19% меньше (2 322 ед.), самоходных кормоуборочных – на 22% (141 ед.), тракторов – на 7% (2 788 ед.).
Одним из важных механизмов господдержки аграриев и производителей с/х-техники является «Программа 1432», которая позволяет приобретать отечественную сельхозтехнику со скидками. Этот механизм можно комбинировать с другими мерами господдержки, такими как льготное кредитование и льготный лизинг. В результате снижается финансовая нагрузка на потребителя.
В ассоциации «Росспецмаш» считают, что на реализацию этой Программы необходимо выделять не менее 20 млрд руб. в год, что соответствует 10% от объема отгрузок российской сельхозтехники на внутренний рынок. И эти средства должны распределяться на всю российскую сельхозтехнику, исходя из имеющегося на неё спроса.
А как обстоят дела сейчас? В 2024 году на финансирование по «Программе 1432» было выделено только 8 млрд рублей.
Впрочем, в начале октября министр промышленности Антон Алиханов сообщил, что на программу будет выделено дополнительно 2,2 млрд рублей «за счет средств экономии, которые мы изыскали в бюджете Минпромторга». В ведомстве считают, что эта мера позволит аграриям купить на льготных условиях около 2,7 тыс. единиц техники.
В министерстве также отметили спад в производстве и продажах сельскохозяйственной техники. Причиной которого, помимо снижения доходов аграриев из-за снижения цен на их продукцию в связи с высоким урожаем, здесь считают и подорожавшие кредиты.
«Ситуацию, конечно, ухудшают ставки по коммерческим кредитам, которые сейчас на рынке варьируются от 21 до 26 процентов. По льготным кредитным программам они составляют где-то 11 процентов, что, конечно, намного лучше, чем без господдержки. Но все равно эти ставки выше, чем льготные ставки прошлогоднего уровня», – рассказал Антон Алиханов.
В свою очередь, Константин Бабкин, президент ассоциации «Росспецмаш», один из бенефициаров крупнейшего производителя сельскохозяйственной техники компании «Ростсельмаш», обращает внимание на низкий уровень защиты отечественного рынка от иностранных производителей: по правилам ВТО, Россия не может установить ставку ввозных таможенных пошлин на те же комбайны выше 5%. Такой пошлины недостаточно, считает он и предлагает с целью защиты нашего внутреннего рынка увеличить утилизационный сбор на самоходную сельхозтехнику с 4% до 15%-18% от ее стоимости.
Как известно, российским производителям, например, автомобилей, имеющим определенный уровень локализации, утилизационный сбор компенсируется государством, что ставит их в более выгодное положение относительно иностранных производителей.
Последние, по данным Константина Бабкина, имеют неоспоримые преимущества.
Так, например, НДС в России составляет 20%, а Китае – 13%, а в Канаде аналогичный налог – 5%. Стоимость электроэнергии для предприятия в Ростовской области – 8,49 рублей за 1 кВт.ч, в Китае в пересчете на рубли по курсу и без учета субсидирования – 6,64 рубля за 1 кВт.ч, а в Турции и вовсе – 4,55 рубля за 1 кВт.ч.
К этому нужно присовокупить более высокую стоимость металла для российских машиностроителей не только по сравнению с Китаем, но и даже со странами ЕС, которые лишились энергоносителей из России и вынуждены плавить и прокатывать металл, используя более дорогую энергию. И вишенка на этом «торте» – процентные ставки по кредитам, которые для китайских и канадских производителей на порядок меньше, нежели для российских: 3% и 4% соответственно.
Так что без, как минимум, выравнивания условий ведения бизнеса для российских производителей с иностранными, не обойтись.
Ну или можно свечку в церкви поставить. За все хорошее. Впрочем, это в любом случае не помешает.