Белый дом во главе с президентом Байденом не торопится вмешиваться в забастовку докеров Восточного побережья США, чтобы не ссориться с частью электоральной базы демпартии - влиятельным профсоюзом. Но это палка о двух концах, так как не вмешавшись, можно вызвать пролемы на потребительском рынке и в экономике в целом.
Внимание американцев сейчас приковано к приближающимся президентским выборам. а вместе с тем к начавшейся на этой неделе забастовке докеров Восточного побережья и Мексиканского залива. Белый дом в преддверии забастовки повел себя неожиданно.
Президент Байден вполне мог, благодаря закону Тафта-Хартли, вмешаться и предотвратить забастовку, которая, если продлится достаточно долго, нанесет мощный удар по американской экономике. Однако Белый дом, желая привлечь на свою сторону влиятельные профсоюзы в надежде, что их поддержка поможет Камале Харрис победить 5 ноября, решил не вмешиваться.
Не вмешиваются по примеру президента Байдена и вице-президента и их подчиненные, остальные «заинтересованные» члены правительства: министр транспорта Пит Биттиджич и министр труда Джули Су.
Если коротко, то суть конфликта между Морским альянсом США (USMA), представляющим 36 портов от штата Мэн на севере до Техаса на юге, и Ассоциацией портовых грузчиков (ILA), защищающей интересы 45 тысяч докеров, в следующем: докеры требуют повышения зарплаты в течение 6 лет действия нового контракта на 77%, а операторы портов готовы ее повысить максимум на 50%. это будет означать ежегодное в течение 6 лет повышение оплаты труда на 5 долларов в час.
Кроме этого, портовые рабочие боятся потерять работу из-за применеия искусственного интеллекта (AI) и требуют гарантий полного его исключения из всех или практически всех портовых операций. USMA готов предоставить такие гарантии лишь по ограниченному перечню операций и профессий, что докеров и представляющий их профсоюз не устраивает.
Переговоры были прерваны еще летом и до истечения срока действия старого контракта в 24.00 30 сентября возобновлены так и не были. Не идут они и сейчас.
Повышение зарплат почти на 80%, не без оснований указывают в Морском альянсе, таит в себе риск возобновления «зарплатной» инфляции, которая может отменить одержанную с огромным трудом Федрезервом победу над инфляцией, позволившую Джерому Пауэллу, возглавляющему главный банк США, после более чем годового ожидания наконец снизить в сентябре ключевую ставку на полпроцента. Причем, уверяют в альянсе, инфляция в случае победы докеров может вернуться не только в США, но и по всему миру. ФРС, напомним, сейчас переключил внимание с инфляции на рынок труда, но победа докеров, соглашаются отдельные экономисты, может вернуть обесценивание доллара на повестку дня.
«Рост зарплат будет переложен на плечи импортеров и оплачен ими, - цитирует CNBC гендиректора консалтинговой компании Vespucci Maritime Ларса Дженсена, который подчеркивает, что больше всего рост зарплат докеров повлияет на экспортеров сельхозпродуктов. - Инфляционное воздействие очень сильно будет зависеть от ценности товаров, находящихся в контейнерах».
Кроме этого, все в первую очередь обращают внимание на финансовые последствия забастовки для американской экономики в виде прямых убытков. Рассчитать их нелегко, отсюда и широкий разброс цифр: от полумиллиарда – до почти 5 миллиардов долларов в день!
Похоже, в Белом доме политика взяла верх над экономикой. По крайней мере, на данном этапе, после двух дней забастовки, судя по жестким заявлениям Пита Биттиджича и Джули Су в адрес руководства USMA. Первые последствия закрытия главных портов Восточного побережья появятся только примерно через две недели. Поэтому-то, возможно, как подчеркивает CNBC, пока никаких признаков поисков компромисса и возобновления переговоров между ILA и USMA и нет.
Едва ли изменит отношение Белого дома к забастовке и направленное 2 октября президенту Байдену письмо Национальной федерации розничной торговли (NRF), состоящей из 272 представителей производителей, фермеров, торговцев, ресторанов, импортеров и экспортеров, с просьбой закончить забастовку.
В декабре 2022 года Джо Байден подписал указ о незаконности планировавшейся тогда забастовки железнодорожников. Тогда Белый дом во главе с президентом был на стороне работодателей. По крайней мере, в указе даже не упоминался ряд основных требований профсоюзов. Байден два года назад объяснил, что сделал это для того, чтобы помочь «нации избежать экономической катастрофы, причем, в самое неподходящее для этого время». Он также объяснил, что его поддержка профсоюзов остается высокой, но, являясь президентом США, а не сенатором от штата Делавэр, он должен думать обо всех гражданах.
Возможно, отношение властей и президента Байдена, всегда, несмотря на упомянутый выше случай, позиционировавшего себя как сторонника профсоюзов, изменится, когда цены на все и, в первую очередь, товары первой необходимости поползут вверх. Именно этим, тщательным мониторингом цен, сейчас, по словам президента Байдена, и заняты в Белом доме. Президент, кстати, не раз уже говорил об огромных доходах морских перевозчиков после окончания коронавирусной пандемии, намекая, что ими необходимо делиться.