Израильтяне могут нанести удар по нефтяной инфраструктуре Ирана и еще больше поднять цены на нефть.
Последние месяцы трейдеры в основном не обращали внимание на угрозу снижения поставок нефти из-за напряженности на Ближнем Востоке – постоянная угроза ослабила страхи. Сентябрь прошел под опасениями избытка нефти в следующем году из-за снижения спроса в Китае и увеличения добычи участниками соглашения ОПЕК+. Затем пришел октябрь и принес резкое обострение обстановки на Ближнем Востоке. Последними в хронологическом порядке стали начало наземной операции Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) в Ливане и ракетная атака Ирана на Израиль, после которой цены на нефть взлетели в моменте более чем на 5%.
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху пообещал Тегерану удар возмездия. Мало кто сомневается в том, что один из главных израильских «ястребов» свое обещание выполнит. Весь вопрос в том, что будет целью этого удара. Выбор у Тель-Авива большой. Одной из целей ответного удара Израиля может стать, например, иранская нефтяная инфраструктура.
«К этой войне все относились как-то слишком спокойно,- цитирует CNBC начальника отдела стратегии глобального рынка сырья RBC Capital Markets Хелиму Крофт.- Сейчас следует продумать сценарий, при котором под угрозой израильского удара окажется нефтяная отрасль Ирана».
Израиль, конечно, может ударить и по ядерным объектам Исламской Республики Иран (ИРИ), но здания, в которых размещаются ядерные объекты, очень прочные, что, по словам полковника армии США в отставке Джека Якобса, делает успех такого удара проблематичным. К тому же, израильский удар по иранской ядерной инфраструктуре наверняка заставит Тегеран нанести очередной удар возмездия, который, как уже и пообещали иранцы, будет намного сильнее и опаснее первой атаки, состоявшей из 180 с лишним тяжелых баллистических ракет.
«Сейчас куда вероятнее выглядит атака на нефтяные объекты (Ирана)»,- поделился своим мнением Джек Якобс с зрителями телепередачи «Squawk Box» на CNBC.
Сейчас Иран добывает св. 3 млн баррелей нефти в день, что является пятилетним максимумом. Американские спецслужбы в прошлом неоднократно говорили о том, что легче всего нанести удар по нефтяным объектам на острове Харк. На этом иранском острове в Персидском заливе находится крупнейший в ИРИ нефтяной терминал, через который проходит 90% всего нефтяного экспорта Тегерана. Конечно, последствия такого удара во многом будут зависеть от его силы и точности. Если с глобального рынка исчезнет иранская нефть в объеме ок. 1,8 млн бар./д., цены на «черное золото» взлетят, считает президент Rapidan Energy Боб Макналли, как минимум на 5 долларов за баррель.
Иран на такой удар, скорее всего, ответит угрозой нефтяному экспорту в Персидском заливе, составляющему сейчас 13 млн бар./д. нефти и еще 5 млн бар./д. нефтепродуктов. Эскалация подобного масштаба повысит стоимость барреля нефти еще на 10 долларов.
«Сейчас для нефтяных рынков наступают опасные времена,- соглашается Энди Критчлоу из S&P Global Commodity Insights.- В данный момент крайне трудно понять и определить последствия удара такой силы для рынка».
С другой стороны, не стоит забывать, что благодаря ограничениям по добыче участников соглашения ОПЕК+ и, в первую очередь, Саудовская Аравия в случае необходимости может быстро увеличить добычу на все или на часть этих миллионов баррелей.
«Думаю, что уход иранской нефти с рынка можно будет компенсировать за счет свободных мощностей ОПЕК»,- считает Энди Критчлоу.
Однако Боб Макналли с коллегой не согласен, потому что дополнительная нефть глобальному рынку не поможет: из-за эскалации ее просто не удастся доставить через Ормузский пролив на рынок.