Подходит к концу самая «дорогая» для нефти неделя более чем за полтора года. И она может стать не последней. Вопросы в том, какой очередной ответный ход в обмене «любезностями» с Ираном сделает Израиль и поддержат ли его при этом США?
Цена на нефть, кажется, стабилизировалась после крупнейшего почти за год взлета за день. Рынки и трейдеры долгое время с поразительной легкостью и беспечностью относились к обострению обстановки на Ближнем Востоке, очевидно привыкнув к тому, что этот регион вот уже много десятилетий постоянно находится в состоянии сильного брожения и что, если к нему поднести спичку, произойдет взрыв.
На этой неделе нефть уже выросла в цене почти на 8%, напоминает Bloomberg, что является максимальным ростом с первых дней прошлого года. Иран, Израиль и иранские прокси в Ливане, Сирии и Йемене весь этот год держат всю планету в напряжении при помощи постоянно нарастающей угрозы начала крупной региональной войны между Тель-Авивом и Тегераном.
Однако сейчас, в самом конце сентября – начале октября произошло очередное обострение и без того крайне напряженной обстановки, после чего отмахиваться от действий Израиля стало уже просто невозможным. Самым последним в хронологическом порядке из огромного перечня важных событий, которые могут привести к большой региональной войне, вполне способной перерасти и в войну мирового масштаба, стала ракетная атака Ирана на Израиль в первый день октября.
Сейчас же главным катализатором роста цен на «черное золото» является очень вероятный удар возмездия Израиля, который пообещал нанести премьер-министр еврейского государства Биньямин Нетаньяху после иранской атаки. Нефтяные трейдеры и рынки, конечно, ждут вполне возможного удара по нефтяной инфраструктуре Ирана, удара, способного повлечь за собой большую цепь негативных последствий для глобального нефтяного рынка.
Баррель нефти марки Brent после 5-процентного прыжка торговался сегодня утром чуть ниже 78 долларов, а нефти марки WTI – почти на 74 долларах, после чего они чуть прибавили в цене.
Джо Байден заявил, что США сейчас решают, будут ли они поддерживать потенциальную атаку Израиля на энергетическую систему Ирана. По словам высокопоставленного чиновника из Белого дома, американская администрация ведет переговоры с Тель-Авивом по этому вопросу. Он также подчеркнул, что насколько ему известно, окончательное решение пока еще не принято.
Аналитики оченивают вероятность того, что Израиль нанесет ответный удар по объектам добычи и переработки нефти в Иране, как высокую. Вишну Варатан из Mizuho Bank Ltd. называет удар по нефтяной инфраструктуре Исламской Республики Иран (ИРИ) «ударом по карману», т. е. по ее финансовому состоянию. Несмотря на всю серьезность ситуации он все же полагает, что рынки окончательно еще не смирились с неизбежностью региональной войны между ИРИ и Израилем и не заложили ее полностью в цены на нефть.
Иран в последние месяцы добывает порядка 3,3 млн баррелей нефти в день и является таким образом третьим производителем нефти в ОПЕК. По расчетам аналитиков Citigroup Inc., мощный израильский удар по иранским экспортным терминалам может вывести с глобального рынка до полутора миллионов баррелей нефти в день. Если же удар будет символическим, т.е. средней или небольшой силы, то рынок не досчитается 300 – 450 тыс. бар./д.
Существуют также опасения, что Тегеран может ответить ударами по энергетическим системам соседних стран или маршрутам поставок нефти из региона на глобальный рынок. Аналитики и экономисты Clearview Energy Partners считают, что частичное или полное закрытие Ормузского пролива, соединяющего Персидский и Оманский заливы, может поднять цену барреля нефти на 13-28 долларов.
Если высокие цены на нефть окажутся устойчивыми, то вполне возможен возврат высокой инфляции, которую центробанки в США и ЕС только-только взяли под контроль, после чего начали снижать ключевую процентную ставку.
Если на минуточку забыть о Ближнем Востоке, что сделать непросто, то из главных новостей нефтяных рынков этой недели следует упомянуть о подтвержденном решении участников соглашения ОПЕК+ начать с декабря частично отменять ограничения на добычу нефти. Еще одна новость: Ливия после очередной вспышки политической нестабильности вновь начала добывать нефть и поставлять её на рынок. Что касается спроса, то пока еще не совсем ясно, как скажется на нем объявленный на днях Пекином пакет мер поддержки китайской экономики.