РЖД не намерены в дальнейшем использовать здание Рижского вокзала в Москве. Отмечая объективную невостребованность здания в нынешнем качестве, эксперты прочат ему превращение в важное и знаковое культурное и общественное пространство.
Историческое здание Рижского вокзала будет продано инвестору и в дальнейшем может стать «привлекательной общественной зоной для городских жителей». Об этом со ссылкой на представителя РЖД сообщил портал РБК.
В принципе в последние годы примеры успешного развития различных городских пространств в столице есть, и их немало. И продажа объекта культурного наследия станет как возможностью вдохнуть новую жизни в здание постройки 1901 года, так и возможностью заработать для РДЖ, сняв с баланса ставший, увы, ненужным актив.
Рижский вокзал был открыт в 1901 году, тогда его назвали Виндавский — в честь латвийского города Виндава (Вентспилс). В 2021 году ансамбль Рижского вокзала включили в реестр объектов культурного наследия регионального значения.
До 2020 года с вокзала отправлялись поезда — в Ригу, а до весны 2021 года — в Псков и Великие Луки. Основным пунктом отправления Рижский служил и служит для электричек. С 1 марта 2023 года до 1 сентября 2024 года станция Москва-Рижская была закрыта на ремонт и модернизацию железнодорожной инфраструктуры по проекту МЦД-4.
Сегодня Рижский вокзал обслуживает только дальние пригородные маршруты в направлении станций Новоиерусалимская, Волоколамск, Шаховская, Румянцево и Дедовск. Всего в будние дни курсирует семь пар электричек, в выходные — восемь. При этом историческое здание вокзала, которое расположено в стороне от остановочных пунктов не задействовано в организации дальнего и пригородного железнодорожного сообщения.
Вчера же СМИ распространили заявление пресс-службы РЖД, в котором говорится, что совет директоров компании предварительно одобрил сделку по продаже Рижского вокзала на торгах. Начальная цена объекта будет определена по итогам проведения независимой оценки. Как сообщает РБК, стоимость сделки может составить 1 млрд руб.
«Планы по дальнейшему использованию здания Рижского вокзала в производственной деятельности компании отсутствуют. Продажа здания позволит интегрировать объект культурного наследия в современную городскую среду в ином статусе, создать здесь привлекательную общественную зону для жителей и гостей столицы», — добавили в РЖД. Впрочем, для осуществления сделки необходимо еще издание распоряжения правительства Российской Федерации.
Продажа здания Рижского вокзала, представляется разумным решением, говорит Алексей Лапушкин, эксперт Московского экономического форума, кандидат экономических наук. Он напоминает, что чистая прибыль РЖД в первом полугодии 2024 года упала в 1,69 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Обсуждается секвестрирование более чем на треть долгосрочной инвестпрограммы до 2030 года. Причем корректировка может затронуть инвестиции в такие важнейшие для страны инфраструктурные проекты как Транссиб, БАМ, Восточный и Западный полигоны. А кроме того, РЖД направит дополнительно 20 млрд рублей на повышение заработных плат сотрудников, в качестве одной из мер по преодолению дефицита кадров.
Продажа Рижского вокзала логична, соглашается политолог, глава коммуникационной группы «Влияние» Никита Донцов.
«Поезда в направлении стран Прибалтики не актуальны и вряд ли это направление резко актуализируется», — считает эксперт. При этом он отмечает, что «Рижский вокзал может стать интересным городским общественным пространством, по примеру Варшавского вокзала в Санкт-Петербурге, который был закрыт и реконструирован под фудмолл. На сегодняшний день это востребованный у горожан развлекательный проект».
«При должном отношении здание имеет все шансы обрести вторую жизнь как знаковое общественное пространство, новый культурный магнит города, — подтверждает государствовед, доктор делового администрирования (MBA/DBA) по юриспруденции и по экономике и управлению Роман Синицын. — Его редевелопмент, с умом и заботой о наследии, способен дать мощный социально-экономический эффект, исчисляемый сотнями миллионов рублей ежегодно. Новые рабочие места, приток посетителей, развитие всего района — таковы потенциальные плоды продуманной ревитализации».
Но нельзя закрывать глаза и на риски, полагает эксперт. Главный из них — превращение памятника архитектуры в безликий коммерческий объект, утрата им культурного своеобразия и духа места. Этого нельзя допустить. Любые проектные решения должны опираться на серьезные историко-культурные изыскания, следовать лучшим мировым практикам работы с наследием, быть максимально деликатными в отношении исторической ткани здания.
Что до стоимости объекта — упоминаемая в СМИ цифра в 1 миллиард рублей вряд ли будет таковой, говорит Роман Синицын Определение справедливой цены уникального актива — задача исключительной сложности, требующая комплексной экспертной оценки на стыке экономики, архитектуры, права.
Техническое состояние памятника, реставрационные перспективы, юридические обременения, градостроительный контекст, транспортная доступность, коммерческий потенциал — вот лишь неполный перечень факторов, которые необходимо принять во внимание, указывает эксперт.